Меню

Стресс фрустрация депрессия значение в деятельности юриста

Стресс фрустрация депрессия значение в деятельности юриста

Стремительная карьера и высокий уровень компенсации в крупной юрконсалтинговой компании — предел мечтаний для многих юристов. Но обратная сторона успеха — работа 24/7 и депрессия. Почему работа в Big Law может закончиться в кабинете психотерапевта, а проблемы с психикой у юристов не столь редки, как может показаться на первый взгляд, рассказали эксперты Law360.

Еще до сорока лет Дэн Лукасик сделал успешную карьеру в праве — он был управляющим партнёром собственной юрфирмы в Нью-Йорке. Дела шли хорошо, клиентов было достаточно, но после судебного заседания — независимо от исхода дела — он уезжал на парковку большого торгового центра, туда, куда большинство людей не доезжало. Там он плакал — каждый день. Лиза Смит «поддерживала» карьеру в Big Law кокаином и алкоголем – пока не пришла к мысли о самоубийстве, после чего оказалась на 28-дневном реабилитационном курсе. Майкл Кристофер Старр был звездой юриспруденции и боксерского ринга. Все знали, что он занимался громким делом Раджа Раджаратнама об инсайдерской торговле, но о его депрессии не догадывался никто — до тех пор, пока не стало слишком поздно и он не покончил с собой. Таких историй в праве немало. Профессия юриста — одна из самых стрессовых, а работа в крупной юрфирме только усугубляет психические проблемы, уверены американские психологи. Сами юристы с ними солидарны — но выхода из ситуации часто не видят.

Индустрия, в которой правит культура молчания, — так нередко описывают юриспруденцию. То, что о проблемах говорить не принято, и приводит к одному: юристы, нуждающиеся в помощи, за поддержкой не обращаются. Итог закономерен. Те немногие исследования, которые посвящены психическому здоровью юристов и студентов американских юрвузов, приходят к одному выводу: риск депрессии, тревожности, суицидальных наклонностей и развития зависимостей у юристов выше, чем у среднестатистического человека. Общий показатель, приведенный в исследовании Американской ассоциации юристов, — 10% населения, у юристов возрастает до 28%. Более ранние исследования, проведенные в начале 1990-х, продемонстрировали: как минимум у 18% процентов юристов проблемы с алкоголем, а 19% страдают депрессией. Сегодня эти показатели ухудшились: о зависимости от спиртного говорят 20,6% опрошенных, а 28% заявили, что испытывают депрессию. Еще 19 и 23% указали, что страдают от тревожности и стресса.

Аналогичные показатели — у представителей медцицинской профессии. Но если для психологической помощи врачам разработаны специальные программы, то юристам на внимание со стороны рассчитывать не приходится. Не улучшают ситуацию и требования компаний — доступность 24/7 и постоянно растущие показатели эффективностидля персонала. В праве каждый чувствует, как просто его заменить, и работает с перегрузками, скрывая проблемы со здоровьем, чтобы не притормозить карьеру. «Встречаются юристы, которые скрывали свои проблемы по 20 лет, — рассказывает Эйлин Трэвис, директор программы по помощи юристам Нью-Йоркской юридической ассоциации. — Но однажды что-то происходит. Обычно вы вдруг замечаете, что стареете, и тело дает сбои. Или вы пропускаете заседание в суде, или появляетесь с запахом перегара».

Причины проблем юристов — обратная сторона тех черт, которые помогают преуспеть в профессии, считают психологи. Часто карьеру делает тот, кто может побороть неприятности, что требует так называемого «мышления пессимиста» — возможности предвидеть все возможные негативные сценарии развития событий для клиента. «Проблема в том, что именно это может сделать из вас успешного юриста», — говорит Лукасик.

Но часто привычка к негативному мышлению может перерасти в заболевание. Сложности начинаются уже на стадии подготовки юриста, уверен Лукасик. Начинающие юристы часто слышат о том, что переработки, бессонные ночи, выходные в офисе — требования для каждого желающего получить продвижение.

По данным Национальной ассоциации занятости юристов с 2011 года требования по часам работы выросли с 1879 часов в год до 1892 часов. Небольшие компании с численностью юристов до 250 человек ставили норму 1850 часов в год, крупные юрфирмы (более 700 юристов в компании) считали нормой работу от 1900 до 2000 часов в 2015 году. Ассоциаты в американских юрфирмах в 2014 году работали в среднем 2199 часов, а в крупных компаниях — 2199 часов.

Такая нагрузка не только слишком велика, но в итоге снижает продуктивность работы, а часто может привести к ошибкам со стороны сотрудников и искам к компании. Пока одни юристы зарабатывают психические проблемы, другие предпочитают сменить работу в консалтинге на другую, позволяющую лучше сбалансировать дело и личную жизнь, — обычно в госструктурах или инхаусе.

Помочь юристам избавиться от негативной корпоративной культуры, в том числе понизить уровень стресса на работе, можно, способствуя формированию общности в коллективе, уверены эксперты Law360. Как правило, юристы, особенно начинающие, не чувствуют, что могут задать простой вопрос коллегам, указывает на одну из граней проблемы Пэт Спатаро, глава программы помощи юристам Нью-Йоркской ассоциации юристов. Соревновательность — лишнее в корпоративной культуре, считает он. «Даже в собственной фирме юристы сталкиваются с постоянным соревнованием и в итоге оказываются в изоляции в собственной фирме, и грустно, что они не получают поддержки», — говорит Спарато. Весь стиль жизни оказывается зависим от выработки, и когда в личной жизни человека что-то происходит, он не может сохранять тот же темп и вынужден уйти. Чрезмерного акцента на бизнес в юрфирме стоит избегать, а взаимопомощь, совместную работу — поощрять и поддерживать.

Особенно сложным переход к «большому праву» оказывается для вчерашних студентов. «Обычно считается, что у юриста не должно быть эмоций, точнее, эмоций, не имеющих отношения к судебному спору», — сожалеет Катерина Бендер, директор Dave Nee Foundation, программы психологической помощи, названной в честь студента, покончившего с собой в процессе подготовки к адвокатскому экзамену.

В самом экзамене есть вопросы о психических проблемах соискателя, и законность выяснения медицинских данных об экзаменуемом в настоящее время оспаривается в суде. Однако бояться отвечать не стоит, уверяют те, кто статус уже получил. Даже положительный ответ на вопросы о психических проблемах не означает, что это может помешать получению статуса. Возможно, к вам просто присмотрятся повнимательнее — не более того. Но для самого юриста это повод задуматься, насколько он готов к тому, что уровень стресса вырастет еще больше. «Люди должны понимать, что, если в анамнезе есть проблемы с психикой, то стресс всё только усугубит», — предупреждает Маршалл.

Юрфирмы, в том числе и из числа крупнейших, уже осознали проблему чрезмерного давления на сотрудников. Некоторые члены BigLaw уменьшают требования к выработке и допускают гибкое расписание и возможность работы из дома. Однако большинство компаний пока есть за что критиковать. Индустрия идет к пониманию нужд работника не слишком быстро, так что пока оптимально помочь себе самостоятельно — терапией, лекарствами или просто нормальным режимом, говорит Лукасик.

Ответы на билеты по юридической психологии — Современные теории особых психических состояний, имеющих юридическое значение

Психическое состояние – временное своеобразие психическое деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Свойства: индивидуальность, своеобразие и типичность, полярность.

—общефункциональные (определяют общую поведенческую активность индивида: бодрость/вялость),

—состояния доминирования отдельных психических процессов – мотивационных, эмоциональных или волевых,

—состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения,

—конфликтные психические состояния.

—оптимальные и кризисные состояния (депрессия),

—пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость (задержка психического развития). Психические состояния, не исключающие вменяемость: нарушение ориентации в пространстве, повышенная импульсивность. Психопаты: возбудимые, астеники, истерические, паранойяльные, шизоидные).

И еще все они бывают отрицательными и положительными

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ В СУДЕ

Психические состояния – это настройка организма на определенный режим работы, сохраняющаяся на относительно длительном промежутке времени. По сути это процессы, пролонгированные во времени. Они выполняют функцию настройки системы психики и организма к выполнению какой-либо деятельности.

Эмоциональные состояния налаживают общий фон психической деятельности, нередко самым радикальным образом изменяя его, поэтому в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, назначением наказания, изучением мотивационной сферы личности субъекта, необходимо учитывать состояние, в котором находился человек. В отдельные статьи закона были вынесены преступления, совершенные в особом психическом состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, или аффекта (ст. 107, 113 УК РФ). Необычное состояние психики виновного в момент совершения им преступления в некоторых случаях может учитываться судом в качестве смягчающего обстоятельства, закон не запрещает этого (ст. 61 УК РФ). При разрешении гражданско-правовых споров в ряде случаев следует также оценивать влияние различных эмоциональных состояний на поведение сторон в некоторых конфликтных ситуациях.

Разновидности психических состояний

В рамках юридической психологии особо важное значение имеют следующие психические состояния: тревога, страх, стресс, фрустрация, опьянение, аффект.

Тревога – состояние психической напряженности, вызванное рядом факторов, которые не осознаются человеком. Состояние тревоги сообщает об опасности, источник которой не определен.

Признаками тревожного состояния являются изменения стратегий поведения, моторики движений, мимики, речи, функционирования внутренних органов, частоты сердечных сокращений, артериального давления, ритма дыхания, интенсивности потоотделения, нарушения режима сна и бодрствования. Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицательно влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, лишает участника правоотношений возможности обдумать ситуацию и сознательно принять решение.

Пережитое состояние тревоги возможно учитывать при рассмотрении ряда уголовных и гражданских дел. Это состояние принимают во внимание в уголовном судопроизводстве при оценке психического состояния виновного в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (см., например, п. «е» ч. 1, ч. 2 ст. 61 УК РФ), при расследовании уголовных дел, связанных с самоубийствами, а также при разрешении гражданско-правовых споров, связанных с компенсацией морального вреда гражданину, перенесшему нравственные и физические страдания (ст. 151, 1101 ГК РФ).

Страх – состояние психической напряженности, сигнализирующее о неизбежно надвигающейся опасности, причем эта опасность осознается человеком и может быть четко определена.

Состояние страха, как и состояние тревоги, во многом связано с индивидуальными особенностями человека: наследственностью и типом нервной системы, приобретенными в процессе жизни, начиная с раннего детского возраста, чертами характера, а также возрастом. Иными словами, подверженность эмоции страха индивидуальна – одни люди больше склонны испытывать это чувство, другие – меньше.

Но есть и объективные причины, способные вызывать подобное состояние. Одной из распространенных причин, вызывающих у человека страх, является также физическая боль и прогнозируемые в связи с ней негативные последствия для его жизни, здоровья. Боль может вызывать физические страдания, которые в еще большей степени усугубляются страхом.

Внешними, поведенческими проявлениями, своего рода индикаторами сильного страха являются: испуганное выражение лица, напряжение мышц, скованность движений и двигательные расстройства, нарушения поведения и совершение бесцельных, панических, малоэффективных действий. Субъективные переживания страха могут выражаться в расстройстве познавательных процессов: снижении уровня и остроты восприятия, искажении оценки расстояния между предметами, их размеров и формы, нарушении мышления, которое становится более узким по объему и более ригидным по содержанию, памяти – воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными. Сознание носит суженный характер, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит. Некоторые люди в состоянии сильного страха ощущают тошноту, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, теряют сознание.

Установление состояния страха у потерпевшего играет роль при рассмотрении в суде уголовных дел о преступлениях, содержащих угрозу, запугивание, при разрешении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделок, совершенных под влиянием угрозы, заблуждения, когда лицо не было способно понимать значение своих действий или руководить ими. Доказательством при рассмотрении дела может явиться факт того, что потерпевший или гражданский истец действительно пережил состояние страха.

Состояние страха, пережитое человеком, возможно учитывать при решении вопросов, связанных с компенсацией морального вреда гражданину, оценкой степени физических и нравственных страданий (ст. 151, 1101 ГК РФ). В необходимых случаях установление с помощью судебной психологической экспертизы факта, что пострадавший пережил эмоции страха, равно как и состояние сильной тревоги, может быть признано в качестве доказательства причинения ему нравственных страданий.

Определение состояния страха имеет немаловажное значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан в ходе доказывания неосторожной формы вины, внезапно возникшего сильного душевного волнения, или аффекта, или иного временного особого состояния психики в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.

Особой разновидностью страха на уровне пограничных состояний психики, неврозов, психозов являются фобии – навязчивый страх мнимой угрозы. В случае же полной утраты критического отношения к подобного рода страхам, понимания их неадекватности сложившейся ситуации и неразумности своих опасений речь уже может идти о том, что у субъекта проявляются признаки бреда, причиной которого обычно служит более серьезное расстройство или заболевание психики.

Стресс – состояние длительно переживаемой эмоции тревоги или страха, приводящее к сильному психическому напряжению и в результате к перестройке всех психических и физических систем. Эти понятия характеризуют особенности психической деятельности, функционирования психики человека в сложных, экстремальных условиях. Экстремальные условия требуют качественно другого режима работы всех систем организма, поэтому стресс рассматривается как адаптивный, приспосабливающий психофизиологический механизм. Такими условиями могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура расследования, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, но порой и у следователя, прокурора, адвоката, судьи.

Стресс может возникать под воздействием монотонности трудового процесса, длительной изоляции, одиночества, межличностных конфликтов, реально воспринимаемой человеком угрозы его жизни, здоровью, благополучию, а также аналогичной угрозы его родным и близким. Физическими стрессорами могут быть высокие температуры, различного вида промышленные интоксикации, шумы.

Отличительной чертой стресса является то, что его признаки можно определить не только психологическими, но и психофизиологическими средствами, – под действием стрессобразующих факторов в организме вырабатываются «гормоны стресса», которые попадают в кровь и могут быть выявлены биохимическим путем.

Возникая, стресс первоначально мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевую, познавательную активность. За счет этого улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса. Однако при длительном воздействии неблагоприятных факторов защитные, адаптационные ресурсы организма истощаются. Затяжной стресс приводит к отрицательному результату – оказывает разрушительное влияние на организм и психику.

Состояние стресса необходимо учитывать при рассмотрении гражданско-правовых споров о признании недействительности заключенной сделки. Законом оговорен случай заключения сделки «. гражданином хотя и дееспособным, но находившемся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий. » (п. 1 ст. 177 ГК РФ), а также под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ). В данной ситуации может возникнуть необходимость в психологических знаниях о стрессе, чтобы разобраться в причинах того, почему субъект согласился заключить на явно невыгодных для него условиях сделку, лишившись способности прогнозировать неблагоприятные последствия этого.

При оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, когда есть основания полагать, что потерпевшая могла находиться в психически беспомощном состоянии (ст. 131, 132 УК РФ), необходимо учитывать тот факт, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора. Об этом состоянии необходимо также помнить при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, и производственных катастроф, связанных с деятельностью человека-оператора в экстремальных условиях.

Посттравматические стрессовые расстройства

К особому виду стрессовых расстройств относятся так называемые посттравматические стрессовые расстройства. Их характерная особенность состоит в том, что они возникают в экстремальных условиях, охватывая большое число людей, когда их жизнь, здоровье и благополучие подвергаются серьезной, нередко смертельной опасности вследствие воздействия на них ряда психотравмирующих факторов, причем люди не могут избежать травмирующей ситуации и продолжают находиться в ней длительное время.

Посттравматические стрессовые расстройства могут быть вызваны факторами внешнего воздействия, выходящими за пределы привычного человеческого опыта: природными катаклизмами, экологическими катастрофами, боевыми действиями, вооруженными нападениями, терактами, они могут быть спровоцированы воздействием ионизирующей радиации, отравляющих веществ. Психологические расстройства, возникающие в данных условиях, имеют глубинный характер и способны сохраняться в течение очень длительного времени, а порой и откладывают на личность пожизненный отпечаток.

Совокупность изменений, происходящих в описанных условиях, носит название посттравматического стрессового синдрома. Его отличительными чертами являются переживание людьми состояний тревоги и страха, депрессивное состояние, апатия, подавленность, порой сменяющиеся приступами ярости; после выхода из травмирующей ситуации могут сохраниться необоснованная боязнь преследования, депрессия, страх.

Еще одним из состояний, имеющих значение для рассмотрения гражданских и уголовных дел, является фрустрация (от лат. frustration – провал, неудача, срыв) – особое психическое состояние, вызванное невозможностью достичь желаемого в силу объективно непреодолимых обстоятельств или обстоятельств, субъективно воспринимаемых как непреодолимые. Это состояние также называют «стрессом рухнувшей надежды».

Читайте также:  Проблемы с мочеиспусканием после стресса

Описываемая реакция возникает в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими ограничениями, причем ограничения могут носить как внешний (запреты, пространственное или временное ограничение), так и внутренний характер (противоречия между желанием или способом достижения цели и морально-нравственными нормами человека). Это состояние по сути есть результат постановки перед человеком нерешаемой либо двойственной, противоречивой задачи, ситуации, в которой в любом случае придется чем-то пожертвовать.

Реакция человека на фрустрирующую ситуацию может проявляться различным образом, но это состояние сильно изменяет остальные чувства, способы поведения, ход мыслей человека. В эксперименте была искусственно создана ситуация, позволившая смоделировать это состояние. Группе испытуемых была предложена нерешаемая задача, и они были замотивированы на ее обязательное решение. Задача состояла в том, что испытуемые должны были без помощи каких-либо подручных средств достать удаленный от них на значительное расстояние предмет, не переступая меловой черты, нарисованной на полу лаборатории. Реакции на эту фрустрирующую ситуацию были самыми разнообразными, что позволило выделить несколько ведущих типов: бегство – испытуемые отказывались решать задачу, не предпринимали никаких действий, проявляли апатию, отказывались обсуждать пути решения; агрессия – испытуемые злились, ругались, срывали зло на экспериментаторе и других участниках эксперимента; фантасмагории решения – испытуемые предлагали фантастические пути решения задачи, не могущие быть воплощенными в реальность; признание собственной некомпетентности – испытуемые отказывались от дальнейшего участия в эксперименте, ссылаясь на отсутствие знаний и сил.

Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожных и мнительных по складу своего характера. Деструктивное воздействие фрустрации на поведение может усугубляться употреблением алкоголя.

С усилением фрустрации усиливается агрессия. В подобных ситуациях действия виновного могут сопровождаться аффективно окрашенными эмоциями гнева, импульсивными, беспорядочными действиями агрессивного характера. Фрустрация может рассматриваться как одна из причин, объясняющая агрессивное поведение виновного.

Состояние алкогольного или наркотического опьянения характеризуется нарушениями сознательной, мыслительной, двигательной деятельности, а также памяти, речи, восприятия. Состояние опьянения практически непредсказуемо – то, каким образом химическое вещество повлияет на психическую деятельность человека, является одним из неразрешимых вопросов психофизиологии. Наиболее непредсказуемо эмоциональное состояние лиц, употребивших алкоголь или наркотики: у них может развиться самый широкий спектр состояний – от депрессии до эйфории, от апатии до агрессии.

Может быть вызвано длительными и трудно переносимыми нагрузками, а также непреодолимыми конфликтами. Устойчивое депрессивное состояние – отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, ощущает бесперспективность существования.

Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему. Происходит дереализация – субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация – индивид утрачивает необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью.

Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью жизненных задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение – недейственным.

Причинами этого могут быть ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и т.д.

Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у специалиста специфического состояния нервно-психологической напряженности, называемого стрессом.

В настоящее время термином «стресс» (от англ, stress — напряжение) обозначают широкий круг явлений: стрессовые ситуации, стрессоры, стрессовые состояния — разнообразные физиологические и психические состояния людей, возникающие в ответ на стрессовые воздействия. Понятие «стресс» используется также для описания системы состояний человека в экстремальных, необычных, нетипичных обстоятельствах, условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В этом смысле выделяется три вида стресса: физиологический, психологический и поведенческий.

В отечественной психологии исследования стресса тесно связаны прежде всего с разработкой проблем психической напряженности и эмоционально-волевой устойчивости, оказывающих большое, а порой и решающее влияние на профессиональную деятельность человека. Однако психологические проблемы стресса не ограничиваются и не сводимы к психической напряженности и эмоционально-волевой устойчивости. Они включают также проблемы гнева, агрессии, страха, паники, утомляемости, фрустраций, фобий и других феноменов индивидуальной, групповой, и массовой психологии.

Родоначальником теории стресса считается канадский патолог Г. Селье (1907—1982), который в своих работах подразделял стресс на евстресс, сказывающийся положительно на активности организма (им описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека), и дистресс — «вредоносный и неприятный». Многие юристы (в основном работники правоохранительных органов) отличаются повышенной потребностью в активности, так что их можно назвать «искателями стресса» (евстресса). Служение закону — работа сложная и опасная. Это факт, но на самом деле в ней есть именно то, за что многие сотрудники правоохранительных органов ее любят, т.е. служба связана с переживанием ими евстресса.

Не вдаваясь в теоретические проблемы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, т.е. то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стресстакое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

К диагностическим признакам стресса относятся:

  • • расстройства всех видов памяти в различных сочетаниях;
  • • рассеянное и легкоотвлекаемое внимание;
  • • речевая затрудненность или активность;
  • • ускоренное переживание времени;
  • • двигательная скованность или беспокойство;
  • • изменение порога чувствительности в различных пределах;
  • • зевота, беспричинные слезы или смех, побледнение или покраснение кожи лица, тремор пальцев, зуд тела и т.д.

В состоянии стресса, кроме того, возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит в виду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирование», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве «стрессоров», т.е. всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, дефицит времени, перегрузка информацией и т.д.), но не исключены случаи, например приезд близкого человека, когда в определенной мере можно говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, натренированности и т.д. Стресс — это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об «интеллектуальном стрессе» и даже «интеллектуальной агрессии».

Г. Селье выявил, а современные исследования подтвердили правомерность трех стадий в развитии стресса и стрессовых состояний.

  • 1. Стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии некоторой напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу. Поэтому иногда 1-я стадия называется «предстартовой готовностью». Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто исчезают заболевания, которые относятся к разряду так называемых психосоматических: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Правда, к 3-й стадии они возвращаются с утроенной силой. Это хорошо известный феномен: когда наше общество в 1992—1993 гг. было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими и политическими переменами, больницы и поликлиники опустели. Объясняется это тем, что люди вынуждены были мобилизовывать все имеющиеся у них в распоряжении адаптационные ресурсы (запас которых, конечно же, небезграничен) на выживание в сложных условиях.
  • 2. Стадия сопротивления, наступает в том случае, если стрессогенный фактор слишком силен или достаточно длительно продолжает свое действие. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей человека. Он развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует он себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для 1-й стадии. Человек как бы «вработался» и готов к более или менее длительному проявлению усилий, напряжений по преодолению трудностей. При этом начинает ощущаться накопившаяся усталость.
  • 3. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает стадия истощения. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от 1-й стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние 3-й стадии больше похоже на «призыв о помощи», который может прийти только извне либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Фрустрация. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин (от лат. йг^гайо) означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), обман, тщетные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация в деятельности специалиста должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным и профессиональным трудностям и реакций на эти трудности.

Фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно представляемыми трудностями. Фрустрация наступает тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Препятствиями на пути к достижению цели могут оказаться причины различного характера: физического (лишение свободы), биологического (болезнь, старение), психологического (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурного (нормы, запреты, правила). Но если разобраться, то в чистом виде они встречаются крайне редко.

Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, депрессия, отступление и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, не только как прямое нападение, но и как угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («аутоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя».

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустратора- ми, а с другой — фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация выступает в форме депрессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в «себя» и становится равнодушным к внешним раздражителям.

По форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии).

Аффективное состояние. Говоря об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности, необходимо хотя бы кратко остановиться на аффективном состоянии. Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении и является динамическим и ярко выраженным. Если, например, настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания (поэтому говорят о преходящем и устойчивом настроении), то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например когда нежелательное событие или ожидаемый неприятный разговор завершился неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности.

При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние нередко разрешается в сильной вспышке — аффекте (от лат. айесШ8 — совершать согласно с чувством). Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации сильное душевное волнение (нервно-психическое перевозбуждение), сопровождающееся временной дезорганизацией сознания, снижением волевого контроля. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения.

Диагностическими признаками аффекта являются:

  • • внезапность возникновения, кратковременность, интенсивность и напряженность эмоциональной разрядки;
  • • торможение сознательной деятельности, «сужение» сознания, снижение волевой регуляции поведения, самоконтроля, активизация импульсивных реакций, атоматизм действий;
  • • неадекватные реакции на раздражители, нарушение психических процессов восприятия, мышления, памяти (частичная амнезия) и др.;
  • • внешние признаки расстройства вегетативной нервной системы (побледнение или покраснение кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушенной артикуляцией, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов);
  • • постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, снижение активности, заторможенность, замедленный темп произнесения слов, «оглушенность», апатия в стадии спада.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Встречаются даже настолько капризные и эмоционально распущенные люди, что на самый незначительный повод отвечают аффективной вспышкой.

Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствуют предотвращению аффекта.

Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежелательные аффекты.

Состояние аффекта не является состоянием невменяемости. Аффект — это не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния.

В нормах закона имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помутнением сознания, парализацией воли.

Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, так как человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий. Поскольку сильное душевное волнение оказывает влияние на квалификацию преступления и на меру наказания, это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется проведение судебно-психологической экспертизы.

Существуют аффекты, которые носят и положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения, например бурное выражение восторга в связи с победой наших спортсменов в трудном международном состязании и т.п. Подобные аффективные состояния следует считать нормальным явлением, а сильное и искреннее их выражение — даже необходимым и полезным для полноценного психического и физического развития человека. Медицинские наблюдения показывают, что постоянное сдерживание и торможение положительных аффектов вредно для развития личности.

Важнейшим направлением развития личности юриста является формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. В то же время юристу необходимо контролировать свои эмоции, когда эмоции становятся фактором дезорганизации сознания, например начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств, т.е. владеть методами стрессопреодолевающего поведения.

Методы оптимизации эмоциональной устойчивости

Для оптимизации эмоциональной устойчивости психологи предлагают различные методы: техники нервно-мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), техники самовнушения, аутогенную тренировку (АТ), медитацию, йогу и другие, достаточно подробно освещенные в соответствующей литературе.

Особо актуальным для деятельности специалиста является повышение его психологической защищенности, использование им разнообразных форм и видов психологических защит от негативного стресса, фрустрации. В самом общем виде ее можно представить в виде следующих правил сохранения душевного равновесия:

(1) нет ситуаций, из которых нельзя найти более или менее приемлемый выход. Это правило требует от человека формирования у себя внутренней установки именно на такое поведение и использование преимущественно рациональных механизмов регулирования поведения, «держать эмоции в узде»;

  • (2) продумайте ситуацию, снизьте уровень ее значимости, измените свое отношение к стрессогенному событию. С этой целью применяются следующие нехитрые приемы самоуспокоения:
    • • первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи, например: «Пусть я опоздал на последний автобус, зато подышу свежим воздухом и пройдусь. »;
    • • второй прием самоуспокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже»; сравнение собственных невзгод с чужим, еще большим горем, «а другому гораздо хуже»;
    • • третий прием — по типу «зелен виноград», подобно лисице из басни Крылова, сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и поэтому это мне и не надо»;
  • (3) не сжигайте сегодняшнюю энергию переживаниями прошедшей и предполагаемой беды;
  • (4) знайте свой темперамент и научитесь им управлять, чтобы справиться с душевной болью;
  • (5) не выставляйте напоказ личные переживания, но и не оставайтесь долго наедине с горем, не замыкайтесь в беде. Попробуйте найти утешение, призвав на помощь искусство, юмор;
  • (6) если вы сдержанны и вам трудно раскрыть свое состояние даже близким людям, опишите все случившееся домашнему животному, изложите на бумаге, а затем ее сожгите;
  • (7) идите к людям с добром, желанием помочь. Помните: зло рождает зло, агрессия — агрессию, а добро — добро. Более счастливы и удачливы, более психологически защищены люди чуткие, внимательные, несущие радость, добро, внимание. Люди агрессивные разрушают свою психологическую защищенность, становятся более уязвимыми, утрачивают уравновешенность и в конечном итоге оказываются в проигрыше;
  • (8) боритесь до конца, не утрачивайте надежду на успех;
  • (9) снизьте личностную значимость ситуации. Не спешите корить себя за ту или иную неудачу. Постарайтесь найти оправдание своим действиям, как бы снизить неуспех, компенсировать его тем, что смягчает последствия, объясняет случившееся;
  • (10) важно увидеть и зафиксировать пусть даже малозаметные свои удачи, а порой и специально их создавать, ведь они — результат ваших действий, вашего поведения. Успех же окрыляет, рождает уверенность. Находите в своей жизни хорошие стороны, возможность получать от этого радость и удовольствие. Укрепляйте уверенность в себе, доверие своим силам и возможностям. Сила человека — в радости, но не в горе;
  • (11) научитесь извлекать психологическую выгоду из создавшейся ситуации, какой бы сложной для вас она ни была. Старайтесь оценивать ситуацию с разных позиций. Это поможет вам изменить свое отношение к возникшим проблемам и даже повысить психологическую защищенность;
  • (12) умейте на время отвлечься. Полезно на какое-то время забыть о трудностях, проблемах, переключить внимание на другие виды деятельности, отдых, общение с товарищами;
  • (13) не предъявляйте чрезмерных требований к себе и окружающим. Не живите в страхе, что вы хуже других. Не завидуйте успехам других, принимайте это как должное и с радостью. Принимайте людей такими, какие они есть. Старайтесь видеть в людях как можно больше достоинств, не выказывайте раздражения к окружающим;
  • (14) не торопите обстоятельства, а если они сильнее вас, не делайте из них трагедии. Помните, что все имеет свое начало и конец. Неудачи, страдания, вражда и ненависть имеют преходящий характер. Но и не затягивайте свои негативные переживания — это может привести к психическим и телесным заболеваниям;
  • (15) постоянно проявляйте заботу о здоровье своего тела: в здоровом теле легче сохранить здоровый дух. Но не забывайте и о здоровье своего духа — огромной как созидательной, так и разрушительной силе, главенствующей и над своим телом. Содержите себя в нравственной, психологической и физической чистоте и опрятности.
Читайте также:  Чем полечить нервы при стрессе

Предлагаемые правила не выступают в качестве стандартных положений на все случаи профессиональной деятельности и общения. Только благодаря ситуативно-целесообразному их применению возможно преодоление эмоционального напряжения, которое решающим образом обусловливает эффективное решение профессиональных задач.

Эмоции и чувства. Стресс, фрустрация, приобретенная беспомощность, депрессия. Состояния сознания.

Эмоции и чувства

Эмоциональные состояния связаны с изменением чувственно-эмоционального фона. Никто не отрицает наличие эмоций, однако их определение и классификации в психологии значительно разнятся. Принято считать, что эмоции присущи и человеку, и животным, но у человека они более многообразны и сильны. Эмоции определяются как особая форма проявления отражательной функции психики, являющаяся ответом на действия различных внутренних и внешних стимулов. Эмоции – это состояния психики, отражающие индивидуальные переживания. Можно сказать, что психические процессы способствуют переработке входящей информации, а психические состояния – своеобразный ответ психики на эту информацию, отношение субъекта к ней.

Попытки классифицировать эмоции предпринимались в психологии достаточно давно, но многогранность, индивидуальность и противоречивые проявления одной и той же эмоции, например, страх как активатор и как блокатор действий, не позволяют ввести некий универсальный классификатор. Они могут быть как адаптивными, помогающими справиться с ситуацией, например, любовь или ненависть, являющиеся действенным мотивом и двигателем преодоления различных препятствий на пути к цели, так и разрушительными, дезадаптивными, например, страх сцены.

На основании следующих за переживанием действий классифицировал эмоции И. Кант. Он предложил делить их на две категории: стенические и астенические. Первые – дают силу, например, убежать, чтобы спрятаться, испугавшись, вторые — отнимают ее, заставляя маскироваться неподвижностью от сильного испуга. Эмоции проявляются в выражении лица, жестах, оттенках голоса и вегетативных реакциях. Считается, что лучше всего эмоции отражаются на лице. Но здесь тоже нет ничего универсального. Леонардо да Винчи заметил, как по-разному изгибаются брови при плаче. Л.Н. Толстой подметил и описал 97 оттенков улыбки. При этом достаточно сложно различать оттенки эмоций только по фотографии, пожалуй, универсальным выражением лица является только улыбка, остальные более сложны и могут быть оценены только в комплексе с вербальными и невербальными реакциями.

Интересная классификация предложена Робертом Плутчиком. Он выделил восемь базовых эмоций, а также их самые легкие и самые сильные проявления. Его классификация представляет собой объемную воронку, состоящую из восьми сегментов, если раскрыть воронку на плоскости — получится ромашка (см. рисунок 1). При смешении сегментов между собой возникают дополнительные эмоции.

Эмоциональные состояния характеризуются двумя параметрами: эмоциональностью или экспрессивностью и эмоциональной возбудимостью. Эмоциональная возбудимость характеризует величину входящего стимула, способную вызвать у субъекта эмоциональные проявления, т.е. что именно должны сделать, допустим, ваши домашние, чтобы вы начали бить посуду – не помыть ее после завтрака, или не убирать грязную посуду со стола несколько дней подряд. Экспрессивность говорит о том, насколько сильны эмоциональные проявления у субъекта. Не секрет, что одно и то же событие для одного человека является полным крахом, а для другого лишь стимулом в достижении цели, и реакции на него соответственно различаются. Однако важно понимать, что отсутствие внешних проявлений эмоций совсем не тождественно отсутствию эмоций.

Эмоциональные проявления различны у разных людей, и зависит эта разница от множества факторов. Принято говорить о том, что женщины более подвержены эмоциональным реакциям, чем мужчины, южане более эмоциональны, чем северяне и т.д. Однако на физиологическом уровне никаких различий не выявлено, т.е. различие в эмоциональном реагировании объясняется в основном воспитанием. Так воспитывая девочку, ей внушают, что бурно проявлять эмоции (например, визжать при виде мыши) – это признак женственности, а мальчику внушают, что такое реагирование – признак слабости. Однако вряд ли это означает, что наши эмоции нам полностью подконтрольны. Хотя формирование эмоционального интеллекта сегодня является очень модной темой и насущной задачей воспитания.

Для эмоций характерна заразительность – находясь рядом с грустным человеком, сложно испытывать радость, а как часто мы смеемся только оттого, что смеются окружающие, причем наш смех может быть вполне искренним, хотя причину данной эмоции мы не знаем. Существует также и эмоциональная память, которая вызывает определенные эмоциональные состояния при воспоминаниях о каких-то событиях или заставляет нас повторять какие-то действия, которые ранее вызывали определенную эмоцию.

Существует концепция, утверждающая, что положительные эмоции возникают в левом полушарии, а отрицательные — в правом. При замораживании одного из полушарий проявляется только один вид эмоциональных состояний. Однако в обычной жизни эмоции возникают, скорее всего, благодаря совместной работе полушарий, иначе невозможно объяснить их смешанный характер, например, радость, смешанная с виной, которую испытывает ребенок, съевший конфеты без спроса.

Безусловно, одно — у эмоциональных состояний есть психологический и физиологический компонент, и, если психологический компонент несет сильную субъективную окраску, то физиологический позволяет выделить универсальную характеристику эмоций. Физиологический компонент эмоций связан с выбросом гормона адреналина, активизирующего вегетативную нервную систему. Количество выработанного корой надпочечников адреналина, позволяет спрогнозировать силу эмоциональных проявлений, например, люди без надпочечников сочли не очень смешным фильм, который показался просто уморительным группе зрителей, получивших инъекцию дополнительного адреналина, и просто смешным – группе, получившей плацебо, но имевшей надпочечники. Именно с выбросами адреналина, а не с невоспитанностью связан низкий субъективный контроль эмоций, людьми с гормональным дисбалансом. В обычных состояниях, человек почти всегда может справиться со своими эмоциями именно благодаря воспитанию, но есть ситуации, когда человек не властен над эмоциями. Такое эмоциональное состояние называют состоянием аффекта. Аффект — быстро возникающее, кратковременное и наиболее сильное эмоциональное состояние, вызванное сильным или особо значимым для субъекта раздражителем, приводящее к концентрации внимания на каком-то объекте или идее , некритичной оценке собственных действий, снижении субъективного контроля над ситуацией, могущее проявиться в агрессивных реакциях и частичных амнезиях. Человек в состоянии аффекта не может отвечать за свои действия, независимо от уровня его воспитания. Не каждый человек способен к аффектам. Это достаточно редко переживаемое некоторыми здоровыми людьми состояние помрачения сознания, однако если человек часто впадает в состояние аффекта, то он, скорее всего, не здоров психически.

В противоположность аффекту выделяют самое слабое, но устойчивое эмоциональное состояние, причина которого часто неясна субъекту – это настроение. Настроение подобно тихой, но постоянно играющей мелодии, при всей своей мягкости оно в значительной степени определяет наши поступки и взаимоотношения.

Как возникают эмоции, являются ли они непосредственной реакцией на события, или мы может создавать их сами? На этот вопрос сегодня нет однозначного ответа. Имеющиеся данные во многом противоречивы. Неоднозначен и социальный опыт. Если встав утром, вы решите для себя, что все очень и очень плохо, то так оно, скорее всего и окажется. Попробуйте опустить плечи, повесить голову, освоить шаркающую походку – уже к полудню подтянутся неприятные сюрпризы. Можно ли «притягивать» положительные события, заставив себя улыбаться миру, – вопрос сложный, но то, что это позволит уклониться от некоторых, в том числе самоиндуцированных, неприятностей – очевидно.

Чувства выделяют из эмоционального спектра, так как они более глубоки и длительны. Одному чувству могут сопутствовать различные эмоции, подчас противоречивые. Наши родители любят нас всю жизнь, что бы ни случилось, но это не значит, что мы постоянно вызываем у них только положительные эмоции. Кроме того, чувства в отличие от эмоций привязаны к какому-то объекту, обращены к кому-либо или чему-либо. Эмоция же может не соотноситься с конкретным предметом: мне тревожно, я раздражен. Считается, что высшие чувства присущи только человеку. Принято выделять высшие эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства. Они базируются на уникальных способностях и возможностях человека: потребности в созерцании красоты, любви к Родине, стремлении создавать интеллектуальные продукты.

Стресс, фрустрация, приобретенная беспомощность, депрессия

В Х1Х и начале ХХ веков люди в основном умирали от инфекционных заболеваний и несчастных случаев, а в наши дни самой частой причиной смерти являются заболевания, обусловленные образом жизни и/или связанные с привычками, вредными для здоровья. В качестве примеров можно привести инфаркт, инсульт и рак легких. Очевидно, что один образ жизни укрепляет здоровье, а другой — приводит к болезни и смерти. Однако это только верхушка айсберга. Значительное место в нашем состоянии здоровья занимает наше отношение к себе, к другим людям и к миру в целом, то есть, по большому счету, наше эмоциональное состояние. Известно, что люди, страдающие от хронической депрессии, повышенной тревожности, враждебности к окружающему часто подвержены соматическим болезням. Много примеров тому, что человек, настроенный оптимистично, побеждал тяжелые недуги и, наоборот, пессимизм становился причиной тяжелых осложнений вопреки очевидно легкому диагнозу и благоприятному прогнозу врачей. Наше здоровье — это не только отсутствие недомогания или болезни, а еще и стремление жить светло и с удовольствием. По-настоящему здоровые люди значительно чаще находятся в позитивном эмоциональном состоянии, они доброжелательны и открыты миру. Это не значит, что все болезни можно излечить силой мысли, или что они являются наказанием за хроническую враждебность; к сожалению, все гораздо сложнее. Но безусловно одно: только позитивного, спокойного и могущего показать свое доброе отношение людям человека можно назвать по-настоящему здоровым, ну, желательно, чтобы при этом он был еще и соматически здоров. Поддержание хорошего здоровья – это цель всей жизни и труд любви, прежде всего, к себе. Критерием такого состояния является наработанный и правильно функционирующий эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это способность подчинить себе свои эмоции, максимально используя возможности психической саморегуляции. Еще Аристотель говорил о возможности сердиться на того, на кого нужно, в нужное время, в должной степени и с заранее избранной целью – наверное, это и есть формула эмоционального интеллекта. Люди, достигающие этого оптимального состояния, здоровы как физически, так и психологически. Они мыслят позитивно, проявляют эмоциональную жизнерадостность, оптимистичны и уверены в себе.

В значительной степени ущерб нашему состоянию здоровья способны нанести негативные эмоциональные состояния, такие как стресс, фрустрация, конфликты, приобретенная беспомощность, депрессия и другие. Началом этой порочной цепочки является стресс..

Стресс – психическое и физическое состояние, которое возникает, если человек должен адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Стресс вреден не всегда: «совершенно не испытывать стресса — значит умереть». Неприятные события, такие как сложные взаимоотношения с начальством и коллегами, проблемы в семье, финансовые кризисы могут вызвать стресс. Но и путешествия, спорт, переход на новую работу, бракосочетание и другие позитивные события тоже могут привести к стрессу. Так называемый «хороший стресс» позволяет организму встряхнуться, а психическим процессам оставаться пластичными, легко и адекватно отвечающими на входящую информацию. Деятельность, которая приводит к «хорошему стрессу», обычно ощущается как стимулирующая. Канадский физиолог Ганс Селье предложил разделить стрессы на две группы: положительные – ев-стрессы и отрицательные – ди-стрессы. Основанием для такого классифицирования стала возможность человека повлиять на стрессовую ситуацию. Если стрессовый фактор находится в зоне нашего контроля (как обычно бывает при положительном стрессе), то стресс переживается значительно легче, чем если ситуация неподконтрольна и развивается стихийно. Наши эмоциональные переживания в значительной степени обусловлены нашей оценкой ситуации. Некоторые люди испытывают стресс от событий, которые другим представляются просто волнением или стимулом.

Реакция на стресс начинается с возбуждения вегетативной нервной системы, возникающего, когда мы испытываем сильную эмоцию. Комплекс психологического и физиологического реагирования на стресс позволяет выделить ряд признаков стресса:

Эмоциональные признаки: тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость;

Поведенческие признаки: уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное и самодеструктивное поведение, пренебрежение к себе, ущербные умозаключения с опорой на слабый аргумент;

Физические признаки: повышенная тревожность и обеспокоенность по поводу возможных недомоганий, истощение, чрезмерное употребление лекарств, физическое недомогание или жалобы на него.

Для борьбы со стрессом можно предложить два стратегических направления:

Ø сосредоточение на проблеме – состоит в контроле и изменении самой ситуации. Его применение возможно только в подконтрольной ситуации;

Ø сосредоточение на эмоциях – попытка контролировать свои эмоциональные реакции на ситуацию. Уместно в любом случае.

Желательно использовать обе стратегии параллельно, но если изменить ситуацию невозможно, или это потребует неоправданно больших усилий, то следует прибегать к эмоциональной саморегуляции.

В качестве основных источников стресса обычно называют конфликт и фрустрацию. Фрустрация – это негативное эмоциональное состояние, которое возникает, если что-то или кто-то мешает человеку достичь цели. По причинам, вызывающим фрустрацию, ее можно разделить на внешнюю и личностную. Внешняя вызывается условиями, не связанными с личностью. Внешние причины делятся на социальные, зависящие от людей и не социальные, связанные не с людьми, а с событиями. Личностная основана на внутриличностных противоречиях.

Одной из наиболее частых реакций на фрустрацию является агрессия. Агрессия – это любая реакция, которая имеет целью причинение вреда кому-либо или чему-либо. Прямая агрессия не всегда поощряется обществом, и поэтому часто происходит смещение агрессии. Например, если направить агрессию непосредственно на источник фрустрации невозможно или опасно, она часто обращается на более доступные и безопасные объекты, подчас не имеющие к причине агрессии никакого отношения. Это явление получило название «создание козла отпущения». Однако фрустрация не всегда провоцирует агрессию. Чаще всего на фрустрацию человек реагирует усилением настойчивости, для которой характерны более живые усилия и / или разнообразные реакции. Еще одна реакция на фрустрацию – уход или удаление заключается в стремлении устраниться от разрешения ситуации, пытаясь ее не замечать и уповая на волю случая. Уход может означать как действительное оставление источника фрустрации (переключение на другие задачи), так и психологическое удаление, заключающееся в апатии, безразличии действительном или инициированном психоделическими препаратами.

Читайте также:  Могут ли снизиться лейкоциты при стрессе

Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий, для него характерно противодействие сторон, негативные эмоции и стремление каждой из сторон к занятию позиции, противоречащей интересам другой стороны. Конфликт возникает всякий раз, когда человек должен выбирать между противоречивыми потребностями, желаниями, мотивами или требованиями. В различных науках созданы многообразные классификации конфликтов: по типу противоречия (юридический, политический т.д.), по количеству субъектов (межличностный, внутриличностный, межгрупповой и т.д.), по сфере конфликтных интересов (семейный, педагогический, творческий и т.д.). Любая классификация достаточно условна, но помогает разобраться в этом сложном виде взаимоотношений. Однако в жизни конфликты носят более сложный характер. Люди в состоянии конфликта сталкиваются с несколькими дилеммами сразу, и у каждой альтернативы есть свои положительные и отрицательные стороны. (Вам предлагается хорошо оплачиваемая работа, но скучная и с неудачным графиком, или интересная, но малооплачиваемая и далеко от дома).

Однако конфликты конфликтам рознь. Есть созидательные и разрушительные конфликты. Нам необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности, волю, разум, и противопоказаны те, что мешают нормально трудиться, подрывают здоровье.

Конфликты бывают парными, межгрупповыми, скрытыми и открытыми, случайными и преднамеренными, внутри- и межличностными.

Внутриличностный конфликт — это внутренняя борьба мотивов. Выбор цели и линии поведения. И.П. Павлов определял его как столкновение противоположных импульсов, каждый из которых идет от коры головного мозга. Внутреннее побуждение приказывает поступать так, а человек заставляет себя делать нечто противоположное

Симптомы внутриличностного конфликта: повышенная психическая напряженность, эмоциональная возбудимость, неудовлетворенность собой, чувство обиды.

При межличностных конфликтах сталкиваются интересы личностей, их взгляды, нормы поведения, отношение к тем или иным ситуациям. Есть люди, которые очень любят выискивать чужие ошибки и неточности, видимо, это свойство их природы. Ошибки руководителя и коллег доставляют им явное удовольствие. Они часто являются инициаторами межличностных конфликтов. Симптомы межличностного конфликта: крайне обостряется распространяющаяся на все области взаимоотношений психическая напряженность, искажается адекватное понимание мыслей и поведения друг друга, каждый стремится оправдаться в собственных глазах, защитить цельность своего «я», прислушивается к собственным переживаниям без малейшего желания поставить себя на место другого, найти компромисс. Суждение о противнике самое категоричное. Случайное и обобщенное. При межличностном конфликте нарушается необходимый для творческих людей контакт. Личная неприязнь распространяется на деловые отношения. В организме при этом наблюдаются самые разнообразные отклонения: перестраивается нейроэндокринный аппарат, учащается пульс, повышается А/Д, что может привести к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям.

Также условно можно выделить конфликт организационно-творческий, который порождается слабой организацией труда, стилем общения, игнорированием коллектива. Известно, что кто хочет работать — ищет способы, а кто не хочет — предлог этого не делать. Как показывает практика, конфликты неизбежны там, где:

Ø нет перспективы творческого роста;

Ø не уточнены функциональные обязанности;

Ø установлены непродуманные и нереальные нормы работы и критерии оценки труда;

Ø не разработаны системы морального и материального поощрения;

Ø отсутствует необходимая для работы и учебы информация.

Все эти обстоятельства нарушают спокойствие человека. В.А. Сухомлинский отмечал: «Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские отношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где оно нарушено, жизнь коллектива превращается в ад».

В противоречивой или угрожающей ситуации у человека возникает спектр неприятных эмоций: тревога, опасение, страх или неловкость, напоминающая страх, основанная на неясной угрозе. Так как тревога — негативная эмоция, мы обычно стараемся избегать ее. Обычно человек в течение жизни нарабатывает различные способы осознанного совладания со стрессом (copping стратегии). Под способами совладания со стрессом понимают все осознанные действия человека, ставящие целью комфортное переживание стресса. В эту категорию могут быть включены медитативные практики, хобби, различные психотехники. Для усовершенствования навыков преодоления стресса можно предложить локальную и глобальную формы регуляции поведения.

Ø физические упражнения – возбуждение, вызванное стрессом может исчезнуть, если мы станем воздействовать на тело. И.П. Павлов предлагал «загнать стресс в мышцы», нагрузив их;

Ø управляемые представления – представление успокаивающих образов. Этот способ действенен только в том случае, если вы неоднократно в спокойном состоянии вызывали какой-то образ (например, понравившийся пейзаж из календаря). Если в тревожной ситуации вы вызовете тот же образ, то вместе с ним вернется и более спокойная оценка ситуации. Многие события кажутся нам неподконтрольными, так как мы являемся заложниками своего страха;

Ø прогрессивная релаксация — напрячь и затем расслабить мышцы различных частей тела, начиная со лба и заканчивая кончиками пальцев, таким образом, постепенно достигая общего расслабления.

изменение неэффективного поведения – стресс усиливается из—за нашего испуга и, как следствие, неправильной реакции на него. Следует избегать суеты, но и от бездействия также нужно воздержаться. Постарайтесь делать все медленнее, внушая себе, что «Цель — не в скорости, а в преодолении расстояния»;

организованность, планирование и формирование приоритетов могут стать достойной стратегией совладания. Если расписать свои дела и обязанности, то чувство перегрузки и неподконтрольности часто пропадает само по себе. Если же этого не произошло, следует выделить ближайшие и перспективные цели и сгруппировать дела в соответствии с ними;

Ø признать пределы своих возможностей – ставить постепенные и достижимые цели, отказываться от дополнительных обязанностей;

Ø поддерживать баланс – в жизни много важных элементов, главное не количество целей, которых вы хотите достичь, а качество жизни;

Ø помните, даже если вы ничего не делаете, вы заняты важнейшим делом – релаксацией и отдыхом.

Одним из феноменов бессознательного противостояния тревоге и стрессу являются механизмы психологической защиты (МПЗ). Они позволяют нам снизить тревогу, вызванную стрессовой ситуацией или нашими промахами, причем происходит это автоматически, эта деятельность не имеет никакого сознательного отклика и заключается в искажении психического отражения, коррекции картины субъективного восприятия мира для сохранения стабильности и относительного покоя. Механизмы психологической защиты впервые были выявлены З. Фрейдом и сегодня имеют множество различных трактовок. В целом нужно сказать, что отношение к ним неоднозначное: с одной стороны, они помогают справиться с тревогой и стрессом, а с другой, изменяя картину мира, не способствуют разрешению противоречия, приводя к тому, что оно, чаще всего, только разрастается. Рассмотрим представление Р. Плутчика о механизмах психологической защиты. Им было разработано представление о «зрелости» механизмов психологической защиты – т.е. наиболее «незрелые» ( по мере упоминания) максимально искажают реальность и не способствуют устранению стрессового фактора, «более зрелые», скорее помогают, чем мешают человеку в борьбе со стрессами, и «наиболее зрелые» по способности компенсировать стресс приближаются к механизмам сознательного совладания со стрессом.

1. Отрицание – механизм, посредством которого отрицается некоторый причиняющий страдания опыт, защита от нежелательной реальности приводит к тому, что человек отказывается верить в нее. Информация, противоречащая установкам, не принимается системой восприятия.

Особенности защитного поведения: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

2. Вытеснение (подавление) – механизм, посредством которого неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.

Особенности защитного поведения: бессознательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению, тревожность проявляется в виде неестественно спокойного, медлительного поведения и нарочитой невозмутимости.

3. Регрессия – избегание субъектом тревоги путем возвращения к раним, детским, незрелым формам поведения и удовлетворения потребностей. Стремление просить и ожидать помощи от окружающих при минимальных затруднениях.

Особенности защитного поведения: слабохарактерность, податливость чужому влиянию, страх начала, неумение доводить дело до конца,слабая способность предвидения результата своих действий, легкая смена настроения, плаксивость, в эмоционально напряженной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, компульсивные движения, специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты.

4. Замещение (смещенная агрессия, создание «козла отпущения») — механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения: требовательность к окружающим, скандальность, раздражительность, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины, просмотр соревнований или занятия боевыми видами спорта (бокс, борьба и т.д.), предпочтение литературы и фильмов со сценами насилия (боевики и т.д.), приверженность к деятельности, связанной с риском; тенденция к доминированию (может сочетаться с сентиментальностью); склонность к занятиям физическим трудом.

5. Проекция – механизм приписывания окружающим различных негативных качеств, мыслей, чувств, что формирует рациональную основу для непринятия других и принятия на этом фоне себя.

Особенности защитного поведения: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности..

6. Реактивное образование (формирование реакции) — механизм трансформации импульсов и чувств, которые субъект по тем или иным причинам расценивает как неприемлемые, в их противоположности. Примером реализации такого механизма является гипертрофированные проявления материнской любви при противоположных личностных побуждениях, как это описано у Э. Фромма. Внутреннее, подчас бессознательное представление о должном поведении, заставляет бессознательно подавлять импульсы, перенаправляя их в противоположности.

Особенности защитного поведения: неприятие всего «неприличного», например, связанного с человеческим телом, физиологией и отношениями полов; подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, аккуратность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение, воздержанность, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

7. Интеллектуализация – механизм подмены чувственной основы логическими резонами, предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий с целью сформировать чувство субъективного (кажущегося) контроля над ситуацией.

Особенности защитного поведения: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, дисциплинированность, любовь к порядку, предус­мотрительность, индивидуализм.

8. Компенсация — попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).

Особенности защитного поведения: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное и другое творчество.

Когда осознанная и бессознательная защиты не срабатывают, или сам человек оценивает угрожающую ситуацию как безнадежную, в качестве реакции могут возникнуть негативные психологические состояния, такие как приобретенная беспомощность или депрессия. Приобретенная беспомощность – это сформированная в качестве реакции на стресс неспособность преодолевать препятствия или избегать негативных воздействий. Психологическое состояние беспомощности возникает, когда события кажутся человеку неконтролирумыми.

Следствием приобретенной беспомощности часто становится депрессия — состояние упадка духа, для которого характерны ощущения опустошенности, неуправляемости и неподконтрольности негативных событий. Депрессия — одна из самых распространенных эмоциональных проблем, без сомнения, у нее много причин, однако приобретенная беспомощность объясняет многие случаи депрессии и отчаяния. Во многом депрессия и психологическая беспомощность возникают из-за того как сам человек оценивает ситуацию. Одна и та же ситуация может быть приятной одному и вызвать депрессию у другого. Если вы плохо справились с контрольной работой и при этом считаете, что вам просто не повезло, то, вероятно, вы не будете плохо себя чувствовать, но если вам кажется, что «вы совсем проиграли», то, вероятно, за этим последует депрессия.

На бытовом уровне мы часто утверждаем, что находимся в депрессии, но обычно это лишь подавленное настроение. Можно признать, что у вас скорее всего депрессия, если на протяжении значительного периода времени (не менее двух месяцев) ваше состояние соответствует утверждениям:

Ø вы постоянно придерживаетесь о себе негативного мнения;

Ø вы часто занимаетесь самокритикой и самообвинением;

Ø будущее представляется вам мрачным и негативным;

Ø вам кажется, что у вас слишком много обязанностей;

Ø вы негативно интерпретируете события, которые обычно вас не волнуют;

вы интерпретируете объективные неприятности как направленные против вас лично события.

Психологи разрабатывают программы избавления от беспомощности. Немаловажную роль здесь играет чувство надежды. Какой бы хрупкой ни казалась эта эмоция, она является сильным противоядием от депрессии и беспомощности. Как личность, вы можете найти надежду в религии, природе, человеческом обществе или даже в технологии. Надежда — одна из самых важных человеческих эмоций и неважно, где вы ее находите. Наличие таких позитивных убеждений, как оптимизм и надежда, наряду с ощущением осмысленности и контроля, тесно связано со здоровьем и благополучием человека. Чтобы избавиться от чувства подавленности и беспомощности следует решать задачи постепенно, составив план, и таким образом контролировать ситуацию.

Несчастье, депрессия и печаль часто предшествуют болезни. Стрессовые события (даже если события положительные – брак, перемена работы) ослабляют естественную защиту организма и повышают восприимчивость человека к болезни и несчастным случаям. Хронический или повторяющийся стресс может причинить вред физическому здоровью, приводя к психосоматическим болезням. Психосоматические расстройства нужно отличать от ипохондрии – ипохондрикам кажется, что они страдают от болезней, в то время как в астме, мигрени и гипертонии нет ничего воображаемого, и все это — психосоматические расстройства. Хотя было бы ошибочно полагать, что стресс является единственной причиной психосоматического расстройства. Тем не менее, на бытовом уровне мы оцениваем эти расстройства здоровья, как возникшие на нервной почве. Само слово «психосоматика» имеет два корня: психологический и соматический, связывая психическую организацию и телесное реагирование в единое целое.

Перечень психосоматических расстройств был впервые сформулирован на научно-практической конференции в Чикаго, в 70-х гг. ХХ века и получил название «чикагская семерка». В список вошли: гипертония, астма, язвенная болезнь, расстройства функционирования щитовидной железы, нейродермит, неспецифический колит и мигрень.

Канадский физиолог Ганс Селье заметил, что первые симптомы любой болезни или травмы почти идентичны, т.е. тело на любой стресс реагирует одинаково. Серию реакций тела на продолжительный стресс он обозначил как общий адаптационный синдром. Общий адаптационный синдром подразделяется на три стадии: тревога, сопротивление и истощение. При реакции тревоги тело мобилизует свои ресурсы для борьбы с дополнительным стрессом. Гипофиз дает сигнал надпочечникам вырабатывать больше адреналина и норадреналина, и это замедляет одни процессы в организме и ускоряет другие, но автоматическая реакция организма на стресс проявляется в головной боли, усталости, боли в мышцах, учащенном сердцебиении и дыхании, а иногда и в расстройствах аппетита и желудка.

На стадии сопротивления тело приспосабливается стабилизировать стресс – симптомы реакции тревоги исчезают, но эта кажущаяся нормальность дается человеку дорогой ценой – один стресс компенсирован, но сопротивляемость к другим стрессовым факторам значительно снижается. На этой стадии проявляются первые признаки психосоматического расстройства. Продолжительный стресс приводит к стадии истощения, на которой ресурсы тела истощаются – гормоны исчерпываются. Если человек никак не может скомпенсировать стресс, то результатом может стать психосоматическое расстройство, пошатнувшееся здоровье или даже психическое заболевание.

Однако наша система саморегуляции может стать реальной преградой на пути болезни. Установлено, что люди, имеющие позитивные атрибутивные стратегии, связанные обязательствами и заботой о близких, не только способны оценивать стресс не как серию тяжелых жизненных испытаний, а как стимул в достижении цели, реже болеют, у них меньше шансов стать жертвой психосоматического расстройства.

Состояния сознания

В рамках психических состояний разумным представляется рассмотреть состояния сознания. Быть в сознании — значит осознавать реальность. Сознание включает в себя все ощущения, восприятия, воспоминания и чувства, которые вы осознаете в любой момент времени. Большую часть жизни мы пребываем в бодрствующем состоянии сознания, нормальном состоянии ясной, организованной бдительности. Находясь в бодрствующем состоянии сознания, мы воспринимаем время, пространство и события как реальные, значимые и знакомые. Но состояния сознания, связанные с усталостью, бредом, гипнозом, употреблением наркотиков и экстазом могут заметно отличаться от «нормального» сознания. В ином состоянии сознания (ИСС) происходят различные изменения в качестве психической активности, отмечаются изменения в восприятии, эмоциях памяти, ощущении времени, мышлении, чувстве самоконтроля и внушаемости.

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 454 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник