Меню

Острый стресс и состояния эмоциональной напряженности

Стресс (состояние эмоциональной напряженности)

Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность (Наен-ко, Овчинников, 1970), характеризующуюся повышенным уровнем активации (возбуждения).

В. Л. Марищук (1974) предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризуется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устойчивости психических процессов и работоспособности. Такое разделение представляется не очень логичным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор называет волевое напряжение. Большинство авторов не разводят понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность» (Человек — производство — управление, 1982; Куликов, 1997, и др.).

Л. В. Куликов вообще считает, что добавлять к слову «напряжение» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. Думаю, что это заявление излишне категорично, хотя по своей сути оно справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обусловлено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения человека является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, которая связана с высоким темпом работы. При этом виде напряженности эмоциональные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не первичны, как при эмоциональной напряженности.

Собственно, и Л. В. Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции.

7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) 203

Эмоциональная напряженность может оказывать на эффективность деятельности как положительное, так и отрицательное действие. По данным Е. А. Иванова и др. (1969), эмоциональная напряженность перед прыжком с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию (Архангельский, 1934).

Э. Л. Носенко (1978) изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у больных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присутствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным самим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характерны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, «заполненных» пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также снижение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются существенные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В частности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, проявление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтаксиса (т. е. к незавершенности «морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими собяза-тельствами») и к нерасчлененности в области актуального синтаксиса (выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представлены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдельные синтагмы, соединенные путем простого соположения). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряженности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфразовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.

В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество привычных речений, слов-«паразитов», клише. Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирования. Существенно возрастает количество некоммуникативных жестов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связаны и колебания частоты основного тона» (с. 78).

На основе анализа приведенных выше особенностей речи в состоянии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд показателей, поддающихся количественной оценке, которые могут использоваться при диагностике этого состояния: 1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешительности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нерешительности. За паузы нерешительности принимаются паузы длительностью от 250 мс и выше.

204 Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний.

2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в высказывании к времени, затраченному на их произнесение (т. е. количество времени «чистой речи»).

3. Латентный период речевой реакции.

А. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей вероятностью можно утверждать, что говорящий переживает состояние эмоциональной напряженности.

Читайте также:  Как помочь кошке после стресса

5. Длительность временного интервала, по истечении которого в речевом потоке появляются зоны, где частота основного тона голоса превосходит среднюю типичную для данного говорящего частоту.

6.Количество явлений нерешительности (семантически нерелевантных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавершенных слов или фраз).

7. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.

8. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникативных жестов.

9. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях. 10. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.

Эмоциональный стресс.В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение» употреблять термин «стресс». Даже нажатие на динамометр, не говоря уже о сдаче экзамена, выступлении на соревновании, рассматривается как стресс. В результате это понятие постепенно теряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах. Как отмечает Ю. Г. Чирков (1988), стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость — в неопределенности, расплывчатости границ. А это всегда чревато утратой существа явления, появлением неразберихи в использовании самого термина, возникновением неоправданных дискуссий по поводу его сущности. К сожалению, как это будет видно из дальнейшего, к этому приложил руку и сам Селье.

Очевидно, впервые термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, упоминается в 1303 году в стихотворении Роберта Маннинга Handlying Synne:

«И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе».

Г. Селье (1982) полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется и точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского stringere — затягивать. Как бы то ни было, в самом слове не содержится ничего нового для обозначения состояний человека. Новым был тот смысл, который в него вложил Селье.

В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты. Так, У. Кеннон в 1914 году описал нейроэндокринный феномен, который он назвал реакцией «бег-

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9840 — | 7509 — или читать все.

источник

Эмоциональный стресс: тренажёрный зал, молитва или шопинг? Выбираем метод лечения!

Несмотря на то, что самыми распространёнными заболеваниями XXI века считаются рак и ожирение, психологи называют вместо них другой диагноз — эмоциональный стресс. Согласно статистике, именно он является причиной желудочно-кишечных и кардиологических заболеваний, наркомании и алкоголизма, мигрени и бессонницы, а также несчастных случаев на производстве. Если посчитать, сколько жизней обрывается в результате, данное состояние без преувеличения можно назвать смертельно опасным. Тогда как современный человек настолько привык к постоянным стрессовым ситуациям, что воспринимает их как данность и даже не пытается бороться с психоэмоциональным истощением.

Что это такое

Определения

Эмоциональный стресс — это состояние, возникающее в результате сильных отрицательных переживаний, требующих неожиданно покинуть зону комфорта и заставляющих адаптироваться к новым условиям психологически и физиологически. Факторы, его вызывающие, называются стрессорами.

Если говорить более простым языком, в психологии это состояние сильнейшего психоэмоционального переживания из-за конфликтных ситуаций, длительно и болезненно ограничивающих удовлетворение каких-либо потребностей.

Такие науки, как антропология, анатомия и физиология, определяют данное состояние как реакцию организма, формирующуюся в процессе филогенеза, на воздействие агентов, сигнализирующих об опасности. Это активизирует симпато-адреналовую систему, которая мобилизует внутренние защитные силы на борьбу. В результате симпатические и парасимпатические возбуждения генерализованно распределяются по телу, что приводит к нарушению деятельности либо ССС, либо ЖКТ.

Отличия от классического стресса

В основе возникновения обычного стресса — изменения гипофизарно-надпочечниковых отношений. Тогда как эмоциональный формируется вследствие эмоциональных реакций психической деятельности. Они отличаются более длительным действием и приводят к трансформациям химической чувствительности нейронов головного мозга к нейромедиаторам и нейропептидам.

Эмоциональный стресс проходит в своём развитии 3 стадии:

  • тревога (отреагирование) — оценка ситуации и собственных сил;
  • резистентность — активация защитных механизмов;
  • истощение — полное исчерпание всех психоэмоциональных ресурсов.

Нельзя допустить, чтобы наступила третья фаза, иначе потом придётся долго лечить последствия.

Читайте также:  Стресс в жизни человека примеры

Причины

В психологии возникновение эмоционального стресса связывается с ситуацией угрозы для организма. Первой на неё реагирует именно эмоциональная сфера — отсюда и название. Опасность может быть:

  • эмпирической (надуманной) — например, когда девушке кажется, что она не сможет жить, если её бросит любимый;
  • реальной — например, когда больному объявляют смертельный диагноз.

В любом случае стресс возникает в условиях дискомфорта, когда отсутствует возможность реализовать или удовлетворить определённые потребности.

  • обида вследствие перенесённого унижения или оскорбления;
  • страх, тревога, беспокойство, повышенная ответственность — они могут быть как надуманными, так и реальными перед какими-то серьёзными испытаниями: экзаменом, свадьбой, выступлением;
  • предательство близкого человека;
  • хроническая усталость, цейтнот;
  • сложные жизненные обстоятельства: смерть близкого человека, развод, потеря рабочего места;
  • адаптация к новым условиям существования (в связи с переездом, сменой работы);
  • ситуация выбора;
  • проблемы в отношениях, конфликтные ситуации дома, с друзьями, на работе.

Иногда причиной являются не только эмоционально-отрицательные факторы, но и эмоционально-положительные. Например, крупный выигрыш, рождение двойни, резкий карьерный рост и т. д.

  • нарушения в функционировании ЦНС;
  • бессонница;
  • гормональный сбой;
  • физическое или умственное переутомление;
  • эндокринные заболевания;
  • личностная декомпенсация;
  • посттравматические расстройства;
  • неправильное питание.

Если эмоциональный стресс возникает на фоне каких-то конкретных заболеваний, для начала следует пролечить их, а затем уже (или параллельно) заниматься непосредственно душевным состоянием.

В группе риска оказываются люди, эмоционально возбудимые, творческие, психически неустойчивые, проживающие в мегаполисах, с повышенным уровнем тревожности, социально незащищённые, закрытые (которые держат всё глубоко в себе), а также дети и подростки.

Признаки

Стрессовое состояние нельзя не заметить. Его возникновение сопровождается целым симптомокомплексом. В первую очередь проявляются психоэмоциональные признаки:

  • слезливость;
  • повышенная раздражительность, психоз, нервозность вплоть до припадков, гнев, агрессивность;
  • плохое настроение;
  • «уход» в себя, ограничение круга общения, нежелание разговаривать, стремление к одиночеству;
  • отказ от увеселительных мероприятий;
  • снижение работоспособности, концентрации внимания, быстроты мыслительных реакций;
  • слабость, вялость;
  • неконтролируемые действия «на автомате»: поставить чашку горячего чая в холодильник, почистить зубы щёткой без пасты, не взять сдачу в магазине;
  • неспособность рационально анализировать ситуацию, здраво рассуждать мыслить, отсюда — неадекватные реакции на происходящее;
  • снижение самооценки.

Вслед за открытыми проявлениями эмоций начинают обнаруживаться признаки, связанные с физиологией:

  • усиливается частота дыхания, начинается одышка, которая может закончиться приступами нехватки воздуха и гипоксией;
  • напрягаются отдельные группы мышц, что приводит к крепатуре и спазмам даже без физических нагрузок;
  • учащается пульс, может наблюдаться тахикардия;
  • скачет артериальное давление;
  • обостряется аллергия;
  • начинаются проблемы с работой ЖКТ: дискомфорт, вздутие, запоры, обостряются гастрит и язва;
  • обнаруживается повышенная потливость;
  • диагностируются достаточно сильные головные боли;
  • колеблется температура тела.

Если эмоциональный стресс несильный, а нервная система крепкая, при своевременно принятых мерах симптомокомплекс, связанный с физиологией, может и не проявиться. Это снижает риск последствий для здоровья и существенно облегчает дальнейшее лечение.

Реакция организма, вызванная сильнейшими положительными эмоциями. Активирует адаптационные способности.

Реакция организма на отрицательные эмоции, ситуацию угрозы и опасности для жизни, дискомфорт, конфликт, психотравму. В психологии является патологическим состоянием, которое дезорганизует поведенческую и психологическую активность. Влечёт за собой негативные последствия.

Психоэмоциональный стресс

Одни психологи не разграничивают между собой психоэмоциональный и эмоциональный стрессы, считая, что их объединяет один набор возможных причин и единый симптомокомплекс. Однако есть группа специалистов, выделяющих данный вид как расстройства, продиктованные исключительно социальными условиями: проблемами в отношениях, конфликтами, невозможностью нормально общаться и т. д.

Хронический эмоциональный стресс

Диагностируется, если не пройти курс лечения и не предпринимать никаких мер для выздоровления.

Вид эмоционального стресса определяет лечение. От него же зависят и возможные последствия для психического и физического здоровья.

Как справиться

Человек, переживающий й стресс, в первую очередь должен справиться с ним самостоятельно. Какие рекомендации в этом случае дают психологи:

  • заняться спортом: начать по утрам бегать или делать зарядку, гулять пешком по вечерам, после работы ходить в тренажёрный зал или на танцы;
  • постараться исключить из жизни стрессовый фактор, избегать психотравмирующих ситуаций и ненужных переживаний;
  • вести дневник с подробным анализом прошедшего дня: иногда изложение мыслей на бумаге освобождает душу от гнетущей тяжести;
  • не думать о плохом;
  • сменить обстановку, взять отпуск или больничный, уехать (хоть куда: хоть на дачный участок за город, хоть на другой континент в путешествие);
  • не общаться с неприятными людьми, манипуляторами, так называемыми «энергетическими вампирами»;
  • сходить в церковь, исповедаться, помолиться (иногда это успокаивает даже неверующих);
  • заняться самоорганизацией: придерживаться единого распорядка дня, закалять характер, учиться контролировать свою эмоционально-волевую сферу;
  • найти новые увлечения, которые станут источником положительных эмоций и вытеснят отрицательные (хобби, общение, шопинг, спорт, дети) — в психологии это называется трансформацией переживаний в другую энергию.
Читайте также:  Как не стать заложником стресса

Если человек чувствует, что не справляется с эмоциями и они овладевают им всё больше и больше, не нужно тянуть с посещением специалиста. Вовремя начатое профессиональное лечение поспособствует быстрому выздоровлению без последствий для психики и физического здоровья.

Полезные подсказки. Психологи провели опрос среди людей, которые часто подвергаются эмоциональному стрессу. Им задавали вопрос, как они с ним справляются. Как ни странно, расхождений в ответах было мало. Большинству помогает чтение книг. На втором месте — прослушивание любимой музыки. Сразу после неё — чашечка горячего кофе под просмотр телевизора. Замыкает этот своеобразный рейтинг пешая прогулка. Все эти моменты стоит взять на вооружение тем, кто не знает, как обуздать нахлынувшие переживания.

Лечение

Помочь справиться с эмоциональным стрессом может психолог, но только на начальных стадиях. Если он уже запущен и находится на грани с депрессией, это уже сфера психотерапии. Существуют различные способы лечения:

  • аутотренинги: аффирмации на тему позитивного настроя, борьбы со страхами, повышения самооценки;
  • медикаментозная терапия: согласно назначениям психотерапевта, проводится курс лечения седативными препаратами;
  • фитотерапия: успокаивающие настои и отвары трав (валерианы, душицы, пустырника, мелисы, пиона, полыни);
  • поведенческая психотерапия (через ролевые игры);
  • дыхательные упражнения;
  • арт-терапия (рисование, музыка, танцы увлекают и вытесняют стрессовые переживания);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • физиотерапевтическое лечение;
  • медитация, йога;
  • ЛФК.

Лечение, начатое вовремя и назначенное грамотно, приводит к быстрому и полному выздоровлению без последствий.

Парадокс. Некоторые специалисты считают, что в 50% случаев стресс полезен для человека. Он заставляет его покинуть привычную зону комфорта и наконец сделать то, на что он не решался в течение длительного времени. Приходится учиться контролировать свои эмоции, что повышает самооценку. Открываются новые возможности для самосовершенствования и личностного развития.

Например, студент, который никак не мог в течение учебного года сесть за написание курсовой работы. В какой-то момент он понимает, что до её сдачи остаётся критически мало времени — всего несколько дней. У него начинается паника. Но именно стресс и страх вылета из учебного заведения, позора перед родителями и потери тех лет, что он здесь проучился, заставляют его мобилизовать все силы и за столь короткий промежуток времени написать работу в срок.

Последствия

Затяжной эмоциональный стресс приводит к серьёзным проблемам со здоровьем — как в психическом, так и в физическом плане.

  • депрессия;
  • нервное истощение;
  • неврозы: астенический, тревожного ожидания;
  • социальная дезадаптация;
  • аутизм (особенно часто развивается у детей);
  • расстройства концентрации внимания;
  • нарушение идентичности физического и психического «Я» (саморазрушение личности);
  • паранойя;
  • фобии;
  • психическое истощение.

Последствия в плане физического здоровья:

  • гипертония;
  • рак;
  • со стороны ССС: сердечные приступы или недостаточность, стенокардия, аритмия, инфаркт, ИБС;
  • истощение организма;
  • головные боли, которые становятся постоянными и перерастают в мигрень;
  • ослабление иммунитета;
  • снижение зрения;
  • обострение астмы и заболеваний ЖКТ (вплоть до образования или прободения язвы).

Это далеко не весь перечень последствий, так как каждый организм реагирует на данное состояние по-разному. Кроме того, восстановиться после эмоционального стресса бывает достаточно трудно. Чтобы сократить реабилитационный период, придётся основательно поработать над собой — помогут в этом профилактические меры.

Статистика. Медики и психологи сошлись во мнении, что более 60% известных болезней развиваются вследствие стресса.

Профилактика

Чтобы избежать повторения неприятного и достаточно опасного для здоровья состояния, нужна психогигиена и психопрофилактика стресса. Общие моменты:

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Организовать 8-часовой сон.
  3. Полноценно питаться.
  4. Чередовать нагрузки с отдыхом.
  5. Найти метод релаксации, чтобы своевременно сбрасывать с себя груз навалившихся проблем. Для кого-то это шопинг с подругами, для других — рыбалка, для третьих — смена обстановки.
  6. Больше общаться, не замыкаться в себе. Делиться с кем-нибудь своими переживаниями.
  7. Родители должны уделять детям больше внимания, чаще разговаривать с ними, вызывать на откровенные беседы.

Выделяется 3 уровня психогигиены и психопрофилактики стрессовых ситуаций:

  1. Превентивная психогигиена (первичная профилактика) — предупреждение расстройств на начальном этапе, когда возрастает риск эмоционального срыва.
  2. Восстановительная (вторичная) — психокоррекционная помощь в кризисных, стрессовых ситуациях в фазе их зарождения.
  3. Терапевтическая (третичная) — психологическая и психотерапевтическая помощь при расстройствах личности и поведения, неврозах вследствие запущенного стресса.

Профилактика более эффективна, если проводится под контролем профильного специалиста.

Практически каждый человек в определённый момент испытывает эмоциональный стресс. У кого-то он выражен ярко и отражается даже на физиологическом уровне, что влечёт за собой необратимые последствия. У других переживания имеют локальный характер и не являются угрозой для здоровья. Так или иначе необходимо отслеживать данное состояние, контролировать все негативные проявления, чтобы они не снизили качество жизни и не навредили организму.

источник