Меню

Острая реакция на стресс посттравматическое стрессовое расстройство

Травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство

Травматический стресс это особая форма общей стрессовой реакции. Он перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс.

1. произошедшие событие осознается (то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. состояние обусловлено внешними причинами.

3. пережитое разрушает первичные образ жизни.

4. происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Травматический стресс – это переживание особого рода, это результат взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т.п.).

Событие, вызвавшее травматический стресс может включать такие, когда возникает угроза собственной жизни, или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Расстройство может быть более тяжелым и длительным когда стресс обусловлен человеком, чем внешними причинами природного или техногенного характера.

В Международной классификации психических нарушений, травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда (И.Черепанова):

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах:

· Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления( не думать о желтой обезьяне). Человек всеми силами стремится забыть о нем, но оно всегда найдет лазейку, чтобы напомнить о себе. К этой же группе симптомов относятся повторяющиеся детские игры, в которых отражаются элементы травматического события. Это особый вед игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т.е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

· Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

· Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации и так называемые «вспышки воспоминаний», когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливей, чем это было в действительности, причем не важно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств) – гром – реакция на землетрясение.

· Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие. Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли. и др. Так, если девочку изнасиловали в лифте, ее каждый раз бросает в пот, когда она туда входит.

2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме (вышеупомянутая девочка стала избегать пользоваться лифтом).

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.

6. Притупленность эмоций — неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.)

7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д. Работая с детьми из различных регионов нашей страны, я увидела, что многие из них ожидают скорого конца света. В зависимости от особенностей региона одни убеждены, что взорвутся резервуары с хлором, у которых истек срок годности, другие ждут радиационного заражения или геноцида. Многие дети, живущие в зараженной зоне, убеждены, что скоро должны умереть.

При переживании травматического события обнаруживаются следующие симптомы:

· Бессонница или прерывистый сон. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, и он сам невольно противится засыпанию – в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса.

Читайте также:  После стресса ком в горле что делать

· Раздражительность или вспышка гнева. «Иногда мне кажется, что я могу убить того, кто на меня сердит».

· Нарушение памяти и концентрации внимания. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

· Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя — она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Это напряжение может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию — защищает наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.

· Преувеличенное реагирование – при малейшем шуме, стуке и т.п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование привело к новым жертвам после землетрясения. Тогда за самым сильным толчком следовали другие, более слабые и не опасные. Но люди, почувствовав толчки, выбрасывались из окон, разбиваясь насмерть.

Психологическая реакция на травму – это развернутый во времени процесс, который включает в себя 3 фазы:

1 – фаза психологического шока. Содержит 2 компонента: -угнетение активности, нарушение ориентации в окружающей среде, дезорганизация деятельности; отрицание произошедшего. В норме эта фаза достаточно кратковременна.

2 фаза воздействия – характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Эмоциональные реакции отличаются непосредственностью проявления и крайней интенсивностью (страх, гнев, плач и т.п.). Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.

3 фаза критики – протекает по принципу «что бы было, если бы…», сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием (чувство вины выжившего). Может доходить до уровня глубокой депрессии. После этой фазы начинается либо выздоровление (отреагирование, принятие реальности, адаптация к возникшим обстоятельствам), либо происходит фиксация на травме и хронификация постстрессового состояния.

Нарушения, развивающиеся после пережитой травмы затрагивают не только самого участника травмирующего события, но и ленов его семьи. Последствия травмы могут проявляться спустя многое годы, внезапно, на фоне общего благополучия, и со временем ухудшение состояния становится более выраженным.

В результате воздействия на личность травмирующего фактора, опасной, экстремальной ситуации, может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, которое является вторичной, проявляющейся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации, реакции на травмирующее событие. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может иметь затяжной характер и влияет на всю дальнейшую жизнь человека. ПТСР возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации и зависит от ряда факторов:

1. Особенности личности, значимость ситуации для личности.

2. Биопсихические особенности индивида (включающие в себя особенности нервной системы, половозрастные особенности).

3. Опыт нахождения в экстремальной ситуации.

4. Наличие в анамнезе психических травм.

5. Различные формы зависимого поведения или склонность в ним.

6. Отсутствие поддержки со стороны значимых лиц.

Согласно МКБ-10 (См. приложение ), посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. К стрессорам, вызывающим ПТСР относят: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а так же события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности (диверсии, террористические акты, пытки, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию «заложника», разрушение собственного дома и т.п.). ПТСР возникает в том случае, когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.

Читайте также:  Как перенести стресс после расставания

Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой комплекс реакций человека на травму, где травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызывает страх, ужас, беспомощность.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств (психологическая помощь в кризисных ситуациях):

§ острое, развивающееся в сроки до трех месяцев;

§ хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

§ отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травмы.

Посттравматическое стрессовое расстройство откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, потому требуется проработка данного состояния для сглаживания последствий данного расстройства. Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых нарушений представлена на следующей схеме (рис.4)

Стадии формирования постстрессовых нарушений

Динамику психопатологических последствий целесообразно рассматривать в трех аспектах:

q синдромодинамика первичного Эго-стресса (стресса осознания психотравмирующей реальности). Явления Эго-стресса лежат в основе патогенеза психопатологических последствий чрезвычайной ситуации;

q социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации психические (невротические) и психосоматические расстройства;

q социально-негативные варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: расстройства социального поведения, в отношении которых позиции государства носит медико-правовой характер (См. рис. 5).

После минования аффективно-шоковых (острых) реакций выступает картина первичного травматического Эго-стресса (стресса осознания).

Клиническую структуру синдрома составляют:

1. Фрустрационная регрессия, связанная с действием одного из базовых механизмов защиты-регрессии. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса, что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости при одновременно повышенной вероятности бурных вспышек непосредственно разрушительного или хаотически-дурашливого поведения. Регрессия находит свое переживание в своей речевой спутанности. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничения прав и свободы). Здесь может наблюдаться следующие проявления условно-патологической динамики личности в очаге чрезвычайной ситуации:

§ персонификация источника угрозы с переживанием образа врага и образа магического помощника;

§ при наличии внешней блокады проявления агрессии, возможны аутоагрессивные действия, либо дальнейшая регрессия не глубже 3-х летнего уровня с нарушением сфинктериальной дисциплины (медвежья болезнь). Эмоциональность связана с переживанием чувства беспомощной подверженности реальной опасности.

2. Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода существования Эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой, психотравмирующей реальности.

3. Аффект психалгии. Невыразимое словами переживание душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности. В структуру феномена душевной боли следует включить внешнее напряжение и гиперестезические реакции в силу их алекситмической формы. Длительная алекситмическая психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера.

Первичный Эго-стресс переходит во вторичный, который выражается в кризисе самоопределения.

Разрешение, как уже было сказано, происходит в виде социально-приемлемых и социально-негативных вариантах.

Под социально приемлемыми вариантами понимаются психические и психосоматические расстройства, при которых клиническая картина ранних психопатологических последствий различается существенно при антропонатурогенных, техногенных, социогенных катастрофах и это связано с непосредственным представлением о роли в них человека.

В структуре ранней динамики психопатологических последствий чрезвычайных ситуаций выделяют следующие феномены Эго-стресса:

§ болезненные переживания вины, стыда, отвращения как аффекты действия патогенной Эго-защиты

§ эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения

§ возникновение и развитие «вины выжившего», «корпоративной вины» и ожидания наказания за происшедшее.

§ ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

В развитии психопатологических последствий травмирующих ситуаций установлен неуклонный процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирующей утраты здоровья, снижение длительности и качества жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развитие алкогольной и наркотической зависимостей, самоубийства.

В структуре собственно психопатологических отдаленных последствий травмирующей ситуации существенное место занимает следующее:

1. расстройства аффекта (субдепрессии) с оттенками ангедонии (невозможность радоваться) и адинамии, астеническими, апатическими масками, чувством внешней измененности;

2. постепенный переход психосоматических расстройств в хроническую стадию и формирование тяжелых психосоматозов — гипертонической и язвенной болезней;

3. неуклонный рост социальной дезадаптации и десоциализации, явления обособления и отчуждения, аутизма и редукции энергетического потенциала;

Читайте также:  Ребенок не хочет в садик у него стресс

4. нарастающее явление утраты профессионализма и интеллектуальной работоспособности в связи с развитием психоорганических расстройств;

5. быстрое развитие алкоголизма с такими явлениями, как безудержное пьянство, утрата способности адекватного эмоционального реагирования, склонность к тревожно-мнительному настроению;

6. неуклонное нарастание антисоциальной психопатии с явлениями возбудимости, аффективной напряженности, криминальной безудержности.

Клиническая картина ближайших и отдаленных психопатологических последствий травматических ситуаций показывает полиморфизм психических и психосоматических расстройств, изменчивость и усложнение симптоматики, неуклонный рост социальной дезадаптации, психопатологических расстройств, инвалидизации, преждевременная смертность.

Таким образом, ядром динамики личности участника травмирующей ситуации является невротическая (патологическая) эволюция.

Варианты патологического развития личности:

1. Алиенация — отчуждение, разрыв связей с общечеловеческой реальностью, аутистическая деформация личности.

2. Психосоматическая эволюция нетипичная для возраста, то есть развитие соматических заболеваний возникающих при нормальных условиях в гораздо более позднем возрасте.

3. Токсиманическая эволюция, т.е. развитие зависимости к различным психоактивным веществам (ПАВ).

4. Эпилептоидная деформация, которая выражается в формировании дисфорического (мрачно-тоскливого) настроения, озлобленности, потенциальной готовности к немотивированным разрушительным вспышкам агрессии.

При посттравматическом стрессовом расстройстве выделяют три группы симптомов (МКБ – 10):

1. симптом повторного переживания,

3. симптом физиологической гиперактивации.

Симптом повторного переживания включает в себя:

§ постоянные, повторяющиеся переживания события, которые человек пытается забыть, но все окружающее постоянно, в той или иной форме напоминает о нем;

§ повторяющиеся кошмарные сны, дублирующие травмирующую ситуацию;

§ интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим травмирующее событие;

§ физиологическая реактивность (спазмы в желудке, головные боли, возникающие при напоминании о событии).

Симптом избегания проявляется в том, что травмирующий опыт вытесняется, человек стремится не попадать в ситуации, избегает мыслей, разговоров, действий, людей, напоминающие пережитое. Появляется чувство отчужденности, отстраненности, ощущение одиночества. Проявляется утрата способности устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими, возможно разрушение установившихся связей. Повышается уровень агрессивности, вспышки гнева при этом маломотивированы и чаще возникают в состоянии алкогольного опьянения.

Физиологическая гиперактивация проявляется в трудностях засыпания, повышенной раздражительности, трудностях концентрации внимания, повышенной готовности к бегству.

Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства. Первичные симптомы:

1. Человек находился под воздействием травмирующего события в качестве участника или свидетеля.

2. Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлениях (интрузия).

§ Повторные навязчивые воспоминания о событиях, включающие образы, мысли, ощущения.

§ Повторяющиеся и очень беспокойные сны о пережитом событии.

§ Такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущения воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды при пробуждении.

§ Сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-то аспект травмирующего события.

§ Физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают какой-то аспект травмирующего события.

3. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общим оцепенением.

§ Попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров связанных с травмой.

§ Попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме.

§ Частичная или полная амнезия аспектов травмы.

§ Снижение интереса к ранее значимым видам деятельности.

§ Чувство отчужденности или отрешенности от окружающих.

§ Сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить).

§ Неспособность ориентации на длительную перспективу.

4. Устойчивые проявления повышенного возбуждения, отсутствовавшие до травмы (гиперактивность).

§ Трудности при засыпании или нарушении продолжительности сна.

§ Раздражительность или вспышки гнева.

§ Трудность концентрации внимания.

§ Усиленная реакция на испуг.

5. Продолжительность расстройства (симптомов) более 1 месяца.

6. Расстройство вызывает значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или др. сферах жизнедеятельности.

7. Неспецифические соматические жалобы (повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические переживания)

1. Психосоматические нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной системы

4. Сексуальные нарушения, тревожное ожидание сексуальных неудач

5. Личностные нарушения (эмоциональная недостаточность, раздражительность, неадекватная самооценка)

6. Нарушение межличностных отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9427 — | 7470 — или читать все.

источник