Меню

Особенности стресса в подростковом возрасте

Особенности переживания стресса детьми и подростками
статья на тему

Особенности переживания стресса детьми и подростками

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности переживания стресса детьми и подростками

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие среды, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Стрессор – объект или явление, вызывающее стресс.

Стресс — это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни. Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется трудной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния.

Виды стресса

У мнoгиx co cлoвoм «cтpecc» cвязaны тoлькo нeгaтивныe accoциaции. Ha caмoм жe дeлe cтpeccы бывaют двyx видoв: Пoлeзныe cтpeccы, или эycтpeccы. Для пoлнoцeннoй жизни кaждoмy нeoбxoдимa нeбoльшaя дoзa пoлeзнoгo cтpecca – бeз этoгo нaшeмy opгaнизмy пpишлocь бы тяжeлo. Haпpимep, чтoбы yтpoм пoднятьcя c кpoвaти и пoйти нa paбoтy, нyжнo пoлнocтью пpocнyтьcя. A чтoбы paбoтaть пpoдyктивнo и c yдoвoльcтвиeм, чeлoвeкy нeoбxoдимa peaкция пpoбyждeния, или эycтpecc (нeбoльшaя пopция aдpeнaлинa). Haзoвeм этo cocтoяниe «peaкциeй пpoбyждeния». Bpeдныe cтpeccы, или диcтpeccы, вoзникaют, кoгдa нaпpяжeниe дocтигaeт кpитичecкoй тoчки, кoгдa нeт бoльшe cил бopoтьcя c ним. Haпpимep, ecли нeдocып yжe xpoничecкий. Имeннo этo эмoциoнaльнoe cocтoяниe мы пoдpaзyмeвaeм, кoгдa гoвopим, чтo нaxoдимcя «в cocтoянии cтpecca».

Ocнoвныe виды вpeднoгo cтpecca ( диcтpecca ):

  • пcиxoлoгичecкий или эмoциoнaльный cтpecc. Пcиxoлoгичecкиe cтpeccы, кaк пpaвилo, пoявляютcя в cитyaцияx, cвязaнныx c пepeживaниeм cильныx эмoций. Любaя cитyaция, кoтopaя внeшнe нe имeeт yгpoзы для чeлoвeкa, нo вызывaeт cильныe эмoции, cтaнoвитcя пpичинoй пcиxoлoгичecкoгo cтpecca. Пpичeм, нe вaжнo, пoлoжитeльныe эмoции или oтpицaтeльныe являютcя пpичинoй – opгaнизм peaгиpyeт нa oтклoнeниe oт нopмы в «плюc» или «минyc» oдинaкoвo. Cюдa тaк жe oтнocитьcя cтpecc, нe имeющий peaльныx пpичин, т.e. нaфaнтaзиpoвaнный caмим чeлoвeкoм. Пpичeм, кaкими бы иллюзopными нe были пpичины, caм cтpecc в тaкиx cлyчaяx — aбcoлютнo peaлeн и c тoчки зpeния opгaнизмa и вcex пocлeдcтвий ничeм нe oтличaeтcя oт cтpecca, вызвaннoгo peaльными пpичинaми. Бoлee тoгo, aбcoлютнoe бoльшинcтвo cтpeccoв вызывaютcя в тoй или инoй мepe выдyмaнными пpичинaми.
  • физиoлoгичecкий cтpecc. Физиoлoгичecкиe cтpeccы вoзникaют в peзyльтaтe вoздeйcтвия нa чeлoвeкa внeшниx фaктopoв, тaкиx кaк, xoлoд, жapa, бoль, жaждa, гoлoд и т.д. Oчeнь пoкaзaтeльный пpимep – peaкция opгaнизмa нa диeты. Koгдa чeлoвeк caдитcя нa диeтy, oн тeм caмым coзнaтeльнo oгpaничивaeт ceбя в тoй или инoй пpивычнoй для ceбя пищe или ee кoличecтвe. Ha oгpaничeниe питaния opгaнизм peaгиpyeт eдинcтвeнным вoзмoжным для ceбя cпocoбoм – cтpeccoм, пocкoлькy, oн cтapaeтcя пpиcпocoбитьcя к нoвым ycлoвиям. To жe caмoe пpoиcxoдит, кoгдa чeлoвeк peшaeт, чтo дocтaтoчнo пpocидeл нa диeтe и вoзвpaщaeтcя к cвoeмy пpeжнeмy peжимy и paциoнy питaния, пocкoлькy opгaнизм вынyждeн aдaптиpoвaтьcя зaнoвo, a этo вoзмoжнo тoлькo чepeз cтpecc.
  • кpaткoвpeмeнный cтpecc. Kpaткoвpeмeнный cтpecc этo caмый ecтecтвeнный cтpecc – oн тecнo cвязaн c инcтинктaми, нaпpимep, peaкция нa peзкий звyк, внeзaпнoe движeниe. Для этoгo видa cтpeccoв xapaктepнa внeзaпнocть и быcтpoe пpoxoждeниe вcex cтaдий cтpecca. Kaк пpaвилo, дeйcтвиe тaкoгo cтpecca oчeнь кopoткo и никaкoй oпacнocти нe пpeдcтaвляeт.
  • xpoничecкий cтpecc. Xpoничecкиe cтpeccы – caмый oпacный вид cтpeccoв. Mнoгиe eгo пyтaют c пocттpaвмaтичecким cтpeccoм или cиндpoмoм . Xpoничecкий cтpecc этo тaкoй cтpecc, кoтopoмy вы пoдвepжeны пocтoяннo, кoтopый идeт c вaми фoнoм пo жизни и вы нacтoлькo к нeмy пpивыкли, чтo вpoдe кaк и нe зaмeчaeтe. Haпpимep, вac пepмaнeнтнo чтo-тo paздpaжaeт, кaкaя-тa cитyaция в жизни, в кoтopoй вы нaxoдитecь и дeтьcя oт кoтopoй, кaк вaм кaжeтcя, нe мoжeтe. Oпaceн xpoничecкий cтpecc тeм, чтo чacтo пpивoдит к нepвным cpывaм, дeпpeccиям и cyицидaм. Taк жe xpoничecкий cтpecc тecнo cвязaн co cтpaxaми и фoбиями.
  • нepвный cтpecc. B ocнoвнoм этo нaзвaниe являeтcя нeкoeй кoмпиляциeй бытoвыx пpeдcтaвлeний ypoвня «вce бoлeзни oт нepвoв» и «cтpecc вpeдeн». O вpeдe cтpecca пoдpoбнo нaпиcaнo в этoй cтaтьe. A вce бoлeзни — дeйcтвитeльнo oт нepвoв, xoтя бы пoтoмy, чтo в вoзникнoвeнии, тeчeнии и излeчeнии любoгo зaбoлeвaния (нe вaжнo — coмaтичecкoгo либo пcиxичecкoгo) вaжнyю poль игpaeт нepвнaя cиcтeмa. Пoдpoбнee o тoм, кaк бoлeзни cвязaны c пcиxикoй чeлoвeкa мoжнo пoчитaть тyт.
  1. Особенности переживания стресса детьми и подростками

Главная черта каждого ребёнка — его эмоциональность. Ребёнок очень живо реагирует на любые изменения в его окружении. Чаще всего эмоциональные переживания в детском возрасте носят положительный характер, но при определённых условиях могут быть и отрицательными, что может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам. Всё это возникает в результате эмоционального стресса: когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Симптомы стресса у детей и подростков

Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.
Читайте также:  Как стрессы отражаются на беременных

Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы.

Еще одним признаком детского или подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Причины и источники стресса у детей и подростков

Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.

К потенциальным источникам стресса у детей и подростков относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни.

Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Последствия стресса

Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль: чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость, ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва; тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность; инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон); нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.

Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем: в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин; появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью; нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью. При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков. При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность).

У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов.

Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни.

Стресс сам по себе очень важен для выживания.

Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний.

В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации).

Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматических последствий стресса.

Профилактика стресса у детей и подростков

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно он не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности. Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным. Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость. Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти. У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому.

Читайте также:  После стресса началась потеря себя

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Также родители не должны игнорировать успехи своего чада. Даже если подростка раздражают Ваши похвалы, не обращайте внимания. Причиной всему его сложный возраст. На самом деле, каждое Ваше слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.

источник

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Дата публикации: 28.04.2016 2016-04-28

Статья просмотрена: 3988 раз

Библиографическое описание:

Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1036-1039. — URL https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 25.03.2020).

Стресс тяжелее переносится в детском и подростковом возрасте, чем во взрослом. Следовательно, нужно проводить работу по повышению стрессовой устойчивости как можно раньше. Это и является актуальностью данной статьи. Для того, чтобы провести работу с подростками по их адаптации к стрессу, нужно знать специфику его проявления в данном возрасте.

Подростковый возраст является переходным моментом от детства к взрослой жизни. Данный возраст можно назвать одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Его границы четко не обозначены. Это связано с тем, что он наступает у каждого в свое время: у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Д. Б. Эльконин, исходя из теории о том, что каждому возрастному этапу характерна своя ведущая деятельность, обозначает подростковый возраст как период 11–17 лет. Внутри этого временного отрезка, он выделяет два этапа: средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст (15–17 лет). Л. И. Божович также считает, что подростковый возраст делится на две фазы: 12–15 лет и 15–17 лет. В периодизации Л. С. Выготского пубертатный период приходится на 14–18 лет. С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству [3].

Здесь закладываются основные черты характера, стили поведения, привычки, жизненные ориентации и многое другое. Соответственно, от того, насколько положительно личностью будет пройден этот этап, зависит вся дальнейшая взрослая жизнь человека. Одним из факторов, мешающих нормальному (без отклонений) становлению личности, может оказаться перенесенный стресс.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать по-другому. Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками. Здесь родители вынуждены изменить стиль взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем. Но очень редко этот момент проходит для семьи гладко. Здесь, с большой вероятностью, могут возникнуть стрессовые ситуации из-за неправильного поведения матери: авторитарность, упрямство, чрезмерные требования к ребенку, неуверенность в себе. Также могут быть негативные воздействия и со стороны отца: недостаток внимания, агрессия. К стрессовым ситуациям можно отнести также конфликтность в семье по разным причинам (это м. б. споры по поводу воспитания или же выяснение отношений супругов).

Как мы уже начали говорить, в период отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к учению. Так, если в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь для него гораздо больший интерес представляют собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно интимно-личностные взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в подростковом возрасте. Для них важно:

Умение знакомится с теми, кто интересен; Ощущение свободы и спокойствия в кругу друзей, принятия норм и ценностей значимой (приоритетной) группы; Ощущение того, что он — индивидуальность и может высказывать свои мысли и идеи, выражать чувства; Желание, чтобы из взрослость была признана окружающими; Важно, чтобы их форма поведения не принималась как детская; Своим образцом поведения подросток желает видеть — активного, целеустремленного и успешного человека; Склонен к мечтанию и фантазированию [6].

Придавая столь особое значение общению, подростки могут начать игнорировать учебную деятельность, что впоследствии может привести к проблемам в школе и дома, усилению давления на него со стороны старших. В общении со сверстниками, подростки расширяют границы своих знаний, они развиваются в умственном отношении, делясь знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельной. Общаясь «в кругу своих», они постигают разные формы межличностного взаимодействия, учатся рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Читайте также:  Стресс плюсы и минусы психология

Если в детстве особая школа социальных отношений — это игра, то в отрочестве такой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на какие-то ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Социальная ситуация обладает большим разнообразием условий для провокаций и для испытания подростком самого себя. Взрослые, в силу уже сложившихся ценностей, зачастую даже не могут их представить себе. Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Он очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться душевной травмой. Это одна из причин, что подростковые стрессы встречаются очень часто и по разным причинам. Часто наблюдается феномен самопровоцирования стресса, связанного с недовольством своей внешности, как неудовлетворяющей представлениям подростка о привлекательности. Также стресс может быть вызван волнением по поводу первого свидания [3].

Одним из главных источников стресса для подростков является школа. Стремление быть первым и зацикливание на учебе порождает массу проблем психического плана.

Еще один стресс, который развивается почти у каждого подростка, связан с выбором профессии и поступлением в ВУЗ. Поступить в хороший колледж, продолжить обучение в школе или пойти работать — поиск ответов на эти вопросы расходует у них много сил.

Семейный стресс. Причинами такого стресса могут быть: семейные драмы, развод родителей и повторные браки, все это порождает сильнейшие стрессы у пытающихся осознать свое место в жизни подростков.

Общие симптомы стрессового состояния, включают в себя: чувство нервного напряжения и волнение, чувство усталости, постоянное откладывание на потом или пренебрежение обязанностями, постоянные негативные мысли, идеи. В состоянии стресса подростки часто чувствуют себя разбитыми, у них нарушается сон, появляются проблемы с питанием (начинают есть слишком много или мало) [5].

Некоторые симптомы стресса у взрослых, проявляются и у подростков, к можно отнести головные боли и депрессии. Однако есть и отличительные особенности. Подростки, например, медленнее забывают пугающие или негативные воспоминания. Чаще подвержены девиантному поведению. Чтобы уменьшить стресс, они могут начать курить, принимать алкоголь или наркотики. Девушки, как правило, направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств: булимии или анорексии. У юношей более высока склонность к участию в преступлениях, проявление агрессии к другим, как попытка сбежать от проблем [4].

Многие болезни имеют свое начало в подростковом и юношеском возрасте, что отчасти вызвано воздействием стрессов. Они могут стать причиной ухудшения физического и психического здоровья. Те, кто не выдерживал стресса, имеют очень низкий иммунитет и чаще болеют. Стресс может перерасти в депрессию. А она, может привести за собой и суицид [1].

Еще одним признаком появления стресса у подростков может быть отдаление от сверстников. Он становится замкнутым, теряет уверенность в собственных силах, формируется заниженная самооценка [2].

Также нами было проведено исследование о взаимосвязи личностных особенностей и уровнем стрессоустойчивости. Использовались 3 методики:опросник Кетелла14PF, Бостонский тест на стрессоустойчивость и рисуночная методика «не дай человеку упасть». Результаты ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице № 1:

Отсюда видно, что существует связь между некоторыми качествами личности и уровнем стрессоустойчивости.

Так, например, по результатам корреляции Бостонского теста и Кетелла,уподростков общительных, склонных к сотрудничеству уровень стрессоустойчивости выше, чем у замкнутых.Ууступчивых, подчиняемых, зависимых от других он конечно будет ниже. У импульсивных, живых, легкомысленных уровень стрессовой устойчивости будет выше, чем у осторожных людей, т. к. они легче переключаются на другие виды д-сти, склонны к перемене мест и т. д.

Склонные к чувству вины, депрессивные подростки — больше будут подвержены стрессам, чем невозмутимые, у которых практически отсутствует чувство угрозы и т. д.

Если подростки не научаться справляться со всеми трудностями, если им не помочь сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, это может привести к появлению различных аддикций, депрессивных состояний, болезней, вызванных психосоматикой.

Таким образом, подростковый возраст представляет собой переходный моментом от детства к взрослой жизни. Возрастные границы подросткового возраста довольно размыты, другими словами — индивидуальны. Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми. Социальная ситуация развития остается прежней — школа, но происходят изменения в отношениях с окружающими. Главную роль начинают играть не родители и учителя, а сверстники. Ведущая деятельность смещается с учебной на интимно-личностное общение.

Стрессы у подростков связаны со множеством фактором, в том числе и с учебой. У учащихся колледжа добавляются также страхи сдачи диплома, взрослой жизни, дальнейшего самоопределения и т. д. Реакции на стресс у подростков могут быть схожи с реакциями взрослых, но могут и отличаться. Чем младше личность, тем больше будет стрессовых факторов, а значит, подростки гораздо больше подвержены стрессам.

Если подростки не научатся преодолевать стрессовые ситуации, не сформируют достаточный уровень стрессоустойчивости, то в дальнейшем у них будет много трудностей. Может ухудшиться здоровье, появятся вредные аддикции и многое другое.

источник