Меню

Особенности реакции детей на стресс

Особенности переживания стресса детьми и подростками
статья на тему

Особенности переживания стресса детьми и подростками

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности переживания стресса детьми и подростками

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие среды, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Стрессор – объект или явление, вызывающее стресс.

Стресс — это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни. Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется трудной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния.

Виды стресса

У мнoгиx co cлoвoм «cтpecc» cвязaны тoлькo нeгaтивныe accoциaции. Ha caмoм жe дeлe cтpeccы бывaют двyx видoв: Пoлeзныe cтpeccы, или эycтpeccы. Для пoлнoцeннoй жизни кaждoмy нeoбxoдимa нeбoльшaя дoзa пoлeзнoгo cтpecca – бeз этoгo нaшeмy opгaнизмy пpишлocь бы тяжeлo. Haпpимep, чтoбы yтpoм пoднятьcя c кpoвaти и пoйти нa paбoтy, нyжнo пoлнocтью пpocнyтьcя. A чтoбы paбoтaть пpoдyктивнo и c yдoвoльcтвиeм, чeлoвeкy нeoбxoдимa peaкция пpoбyждeния, или эycтpecc (нeбoльшaя пopция aдpeнaлинa). Haзoвeм этo cocтoяниe «peaкциeй пpoбyждeния». Bpeдныe cтpeccы, или диcтpeccы, вoзникaют, кoгдa нaпpяжeниe дocтигaeт кpитичecкoй тoчки, кoгдa нeт бoльшe cил бopoтьcя c ним. Haпpимep, ecли нeдocып yжe xpoничecкий. Имeннo этo эмoциoнaльнoe cocтoяниe мы пoдpaзyмeвaeм, кoгдa гoвopим, чтo нaxoдимcя «в cocтoянии cтpecca».

Ocнoвныe виды вpeднoгo cтpecca ( диcтpecca ):

  • пcиxoлoгичecкий или эмoциoнaльный cтpecc. Пcиxoлoгичecкиe cтpeccы, кaк пpaвилo, пoявляютcя в cитyaцияx, cвязaнныx c пepeживaниeм cильныx эмoций. Любaя cитyaция, кoтopaя внeшнe нe имeeт yгpoзы для чeлoвeкa, нo вызывaeт cильныe эмoции, cтaнoвитcя пpичинoй пcиxoлoгичecкoгo cтpecca. Пpичeм, нe вaжнo, пoлoжитeльныe эмoции или oтpицaтeльныe являютcя пpичинoй – opгaнизм peaгиpyeт нa oтклoнeниe oт нopмы в «плюc» или «минyc» oдинaкoвo. Cюдa тaк жe oтнocитьcя cтpecc, нe имeющий peaльныx пpичин, т.e. нaфaнтaзиpoвaнный caмим чeлoвeкoм. Пpичeм, кaкими бы иллюзopными нe были пpичины, caм cтpecc в тaкиx cлyчaяx — aбcoлютнo peaлeн и c тoчки зpeния opгaнизмa и вcex пocлeдcтвий ничeм нe oтличaeтcя oт cтpecca, вызвaннoгo peaльными пpичинaми. Бoлee тoгo, aбcoлютнoe бoльшинcтвo cтpeccoв вызывaютcя в тoй или инoй мepe выдyмaнными пpичинaми.
  • физиoлoгичecкий cтpecc. Физиoлoгичecкиe cтpeccы вoзникaют в peзyльтaтe вoздeйcтвия нa чeлoвeкa внeшниx фaктopoв, тaкиx кaк, xoлoд, жapa, бoль, жaждa, гoлoд и т.д. Oчeнь пoкaзaтeльный пpимep – peaкция opгaнизмa нa диeты. Koгдa чeлoвeк caдитcя нa диeтy, oн тeм caмым coзнaтeльнo oгpaничивaeт ceбя в тoй или инoй пpивычнoй для ceбя пищe или ee кoличecтвe. Ha oгpaничeниe питaния opгaнизм peaгиpyeт eдинcтвeнным вoзмoжным для ceбя cпocoбoм – cтpeccoм, пocкoлькy, oн cтapaeтcя пpиcпocoбитьcя к нoвым ycлoвиям. To жe caмoe пpoиcxoдит, кoгдa чeлoвeк peшaeт, чтo дocтaтoчнo пpocидeл нa диeтe и вoзвpaщaeтcя к cвoeмy пpeжнeмy peжимy и paциoнy питaния, пocкoлькy opгaнизм вынyждeн aдaптиpoвaтьcя зaнoвo, a этo вoзмoжнo тoлькo чepeз cтpecc.
  • кpaткoвpeмeнный cтpecc. Kpaткoвpeмeнный cтpecc этo caмый ecтecтвeнный cтpecc – oн тecнo cвязaн c инcтинктaми, нaпpимep, peaкция нa peзкий звyк, внeзaпнoe движeниe. Для этoгo видa cтpeccoв xapaктepнa внeзaпнocть и быcтpoe пpoxoждeниe вcex cтaдий cтpecca. Kaк пpaвилo, дeйcтвиe тaкoгo cтpecca oчeнь кopoткo и никaкoй oпacнocти нe пpeдcтaвляeт.
  • xpoничecкий cтpecc. Xpoничecкиe cтpeccы – caмый oпacный вид cтpeccoв. Mнoгиe eгo пyтaют c пocттpaвмaтичecким cтpeccoм или cиндpoмoм . Xpoничecкий cтpecc этo тaкoй cтpecc, кoтopoмy вы пoдвepжeны пocтoяннo, кoтopый идeт c вaми фoнoм пo жизни и вы нacтoлькo к нeмy пpивыкли, чтo вpoдe кaк и нe зaмeчaeтe. Haпpимep, вac пepмaнeнтнo чтo-тo paздpaжaeт, кaкaя-тa cитyaция в жизни, в кoтopoй вы нaxoдитecь и дeтьcя oт кoтopoй, кaк вaм кaжeтcя, нe мoжeтe. Oпaceн xpoничecкий cтpecc тeм, чтo чacтo пpивoдит к нepвным cpывaм, дeпpeccиям и cyицидaм. Taк жe xpoничecкий cтpecc тecнo cвязaн co cтpaxaми и фoбиями.
  • нepвный cтpecc. B ocнoвнoм этo нaзвaниe являeтcя нeкoeй кoмпиляциeй бытoвыx пpeдcтaвлeний ypoвня «вce бoлeзни oт нepвoв» и «cтpecc вpeдeн». O вpeдe cтpecca пoдpoбнo нaпиcaнo в этoй cтaтьe. A вce бoлeзни — дeйcтвитeльнo oт нepвoв, xoтя бы пoтoмy, чтo в вoзникнoвeнии, тeчeнии и излeчeнии любoгo зaбoлeвaния (нe вaжнo — coмaтичecкoгo либo пcиxичecкoгo) вaжнyю poль игpaeт нepвнaя cиcтeмa. Пoдpoбнee o тoм, кaк бoлeзни cвязaны c пcиxикoй чeлoвeкa мoжнo пoчитaть тyт.
  1. Особенности переживания стресса детьми и подростками

Главная черта каждого ребёнка — его эмоциональность. Ребёнок очень живо реагирует на любые изменения в его окружении. Чаще всего эмоциональные переживания в детском возрасте носят положительный характер, но при определённых условиях могут быть и отрицательными, что может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам. Всё это возникает в результате эмоционального стресса: когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Симптомы стресса у детей и подростков

Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы.

Еще одним признаком детского или подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Читайте также:  Могут ли болеть суставы при стрессе

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Причины и источники стресса у детей и подростков

Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.

К потенциальным источникам стресса у детей и подростков относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни.

Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Последствия стресса

Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль: чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость, ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва; тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность; инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон); нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.

Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем: в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин; появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью; нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью. При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков. При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность).

У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов.

Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни.

Стресс сам по себе очень важен для выживания.

Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний.

В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации).

Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматических последствий стресса.

Профилактика стресса у детей и подростков

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно он не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности. Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным. Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость. Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти. У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Также родители не должны игнорировать успехи своего чада. Даже если подростка раздражают Ваши похвалы, не обращайте внимания. Причиной всему его сложный возраст. На самом деле, каждое Ваше слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.

источник

Особенности реакции детей на стресс

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

Читайте также:  Управление конфликтами и стрессами учебник

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у детей

Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;
  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  • ухудшение сна.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  • ночные кошмары;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  • ложь;
  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
  • расстройства без видимой на то причины;
  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
  • агрессивное отношение к окружающим;
  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  • заниженная самооценка;
  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Причины стресса у детей

Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

Причины стресса у дошкольников

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

Причины стресса у детей младшего школьного возраста

Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

Профилактика стресса у детей

Общие методы профилактики стресса:

  • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
  • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
  • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
  • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
  • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
  • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

Борьба со стрессом у детей

Общие методы борьбы со стрессом у детей:

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет

Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста

Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

Так как Ваш ребёнок впервые столкнулся со стрессовой ситуацией, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, Вы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже Ваш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

Последствия стресса у детей

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

источник