Меню

Особенности психологической коррекции стрессов у детей

Чем может помочь психологическая коррекция ребенка?

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

источник

Писиходиагностика и психокоррекция стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста

Феномен стресса и его понимание в научно-практической психологии. Причины и признаки стрессового состояния у детей. Тревожность как проявление стресса и факторы ее возникновения. Психокоррекционная программа работы психолога с детьми школьного возраста.

В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных стрессовым переживаниям.

Многие психолого-педагогические исследования отмечают, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого шестого школьника имеются отклонения в нервно — психической системе. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью, постоянными интенсивными страхами и стрессовыми переживаниями существенно увеличилось в нашей стране.

Ганс Селье определил понятие стресс как « все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни».

С недавнего времени «стресс» стало общеупотребительным, не только применительно к взрослым, но и к детям.

Но все же детский стресс нуждается в особых характеристиках.

Детский стресс — это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, когда привычный ход его жизни нарушается любым нововведением.

Причины стресса у детей носят самый разный характер. Как правило, это — необходимость разлучаться с близкими людьми, это и перемены в привычном течении жизни, и, даже, на третьем месте по распространенности — телевизионные программы.

Часто в детском возрасте стрессы неизбежно связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей.

Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый — родители передают своим детям тревожность.

Распространенная причина стресса — это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.

Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

Может ли школа вызвать стресс? Конечно, да. Начиная с первого дня — постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок, это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.

В чем его опасность? Высокий уровень стресса заметно влияет на здоровье, и может вызывать или провоцировать обострения различных заболеваний: аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Если организм не в состоянии справиться с нагрузками (что соответствует третьей стадии, стадии декомпенсации), то уже невозможно говорить об успешном обучении или о хорошем усвоении знаний. Пропадает интерес к учебе, ухудшается память, внимание, мышление. Тогда же увеличивается уровень тревоги, беспокойства, появляется ощущение бессилия, своей неспособности.

Этим обуславливается актуальность темы дипломного исследования, направленного на поиск методики диагностирования стресса у учащихся на стадии его появления и ликвидации.

Таким образом, обнаруживая в данной проблеме широкое поле деятельности для исследований и определяя актуальность изучаемой проблемы, мы определили цель и задачи нашего исследования.

Целью дипломной работы является снижение уровня стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является проявления стрессовых переживаний: тревожность, страхи, самооценка.

Предметом исследования являются диагностика и психокоррекция стрессовых состояний у учащихся первого класса.

Гипотеза исследования: специально разработанная психокоррекционная программа позволит нам снизить уровень стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.

Задачами дипломного исследования являются:

1. Научное изучение и исследование для теоретического определения основ данной проблемы.

2. Характеристика особенностей стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста.

3. Подбор и апробация методик исследований.

4. Проведение психодиагностического исследования.

5. Проведение коррекционной программы.

6. Обработка и анализ результатов исследования.

7. Разработка практических рекомендаций для родителей, учителей и психологов.

Методологическая основа — переживания детей и последствия стрессов описаны многими авторами: Ю. А. Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н. Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком и др.

2. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»

3. Методика исследования самооценки С.А.Будасси;

4. Кинетический рисунок семьи;

5. Методика исследование эмоционально- аффективной сферы Р.С.Немова;

6. Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина.

7. Методы математической статистики.

Научная новизна данной дипломной работы состоит в том, что в ней были определены и исследованы феномен детского стресса, проявления стрессовых переживаний. Полученные в процессе исследования результаты о проявлениях стрессовых переживаний детей младшего школьного возраста позволяют расширить представления о причинах стрессовых переживаний младшего школьника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют адекватно оценить существующие проблемы детского стресса. Полученные, в ходе исследования данные о стрессовых переживаниях детей и разработанная коррекционная программа могут быть использованы в практической деятельности школьного психолога, психолога в дошкольных учреждениях.

I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ПСИХОЛОГИИ

тревожность дети школьный стресс

1.1 Феномен стресса и его понимание в научно-практической психологии

Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Стресс — это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции [19, с.12-15].

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации. [19, с. 17]

Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф — это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Понятие «стресс» применяется в разных науках. Психология наполнила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он, как указывают исследователи, может быть как положительным, так и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью. Об этом писал еще в XVIJ1 веке X. Гуфеланд, один из основоположников науки геронтологии.

Читайте также:  Чем поддержать нервную систему после стресса

Родоначальник теории стресса Г. Селье давал следующее определение этому понятию: «На воздействия разного рода — холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое — организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким общим однотипным физиологическим процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней». [24, с. 30-31]

Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.

В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.

Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др.

Наличие стрессоров может и не делать саму ситуацию стрессовой и не вызвать стрессового состояния. Ограничение двигательной активности еще не свидетельствует о том, что у человека развилось состояние гипокинезии.

Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Г. Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс.

Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека.

Дистресс («distress», англ. — горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив, производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил. [24, с.10-12]

Как человеческий организм реагирует на стресс?

* Стрессоры вызывают реакцию тревоги и страха. Человек
сознательно или подсознательно старается приспособиться. Человек либо
адаптируется, обретая равновесие, либо не адаптируется. Иными
словами, стресс либо достаточно долго продолжается (ожидание
экзаменов), либо возникает непосредственно перед экзаменом или на
самом экзамене.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв
которого недостаточен и организм не способен эффективно
противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности,
безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть
преходящей.

Активная защита. Человек меняет сферу деятельности (спорт,
музыка, хобби).

Активная релаксация, которая повышает как психическую, так и
физическую природную адаптацию.

Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или выражаясь материалистическим языком, реакция А и В.

Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция — гипоталамус. В течение долей секунды через нервные окончания симпатической нервной системы она передается в надпочечники. Получив сигнал SOS, они выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин (боевые гормоны). Это приводит к напряжению мышечной мускулатуры, появляются тревога, страх, ярость (в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление. Согласитесь, в таком состоянии сложно принимать обдуманные решения. Нужно уметь расслабляться (владеть методами релаксации).

Выделяют три стадии стресса:

1. Стадия тревоги. В ходе ее происходит мобилизация необходимых
сил. В организме отмечаются следующие изменения: возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела, увеличивается объем, устойчивость, концентрация внимания, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе — организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору

Стадия сопротивления. На этой стадии организм пытается
преодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается — организм противостоит более серьезной угрозе.

Стадия истощения. Если действие раздражающего фактора
продолжается, то после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах.

Первые две стадии человек проходит множество раз. Когда сопротивление организма оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но, если стрессовый фактор продолжает действовать — происходит декомпенсация, истощение.

В структуре стресса различают стрессорное воздействие, интерпретацию и оценку ситуации, стрессовые изменения в организме и личности, адаптационный процесс.

Степень устойчивости настроения (как в положительном, так и отрицательном плане) показывает наличие или отсутствие стрессорного воздействия. Интерпретируются и оцениваются требования ситуации, степень угрозы благополучию и здоровью, возможности человека противостоять ей.

Стрессовые изменения в организме и личности, как отмечают исследователи, наблюдаются на одном органе или одной сфере личности, а затем уже разворачиваются множественные реакции. Адаптационный процесс характеризуется доминирующей реакцией человека на стрессовую ситуацию. Это может быть противодействие, приспособление или уход от стрессорного воздействия.

Следует также различать физиологический и психологический стрессы.

В динамике протекания физиологического стресса исследователи выделяют три основные фазы: истощение, тревога, резистентность (сопротивление).

Такая же фазовая динамика свойственна и психологическому стрессу, но, как указывает в своем исследовании «Психология настроения» Л. В. Куликов, «включение механизмов личностной регуляции усложняет картину». Если при физиологическом стрессе клиническая картина довольно ясна, то при психологическом она бывает достаточно неопределенной.

Исследователи отмечают, что стресс, вызванный психологическими причинами, не всегда приводит к стереотипным реакциям. Например, у одного человека при угрожающей психологической ситуации наблюдается повышение артериального давления, а у другого в той же ситуации оно падает. Ученые предполагают, что в этом случае основными являются психологические, а не конституционные и физиологические особенности индивида.

Отсюда следует, что необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, но и дифференцировать их как физиологические и психологические. Кроме того, и родителям, и педагогам необходимо научиться, хотя бы на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей.

Каковы возможные реакции организма человека на стресс?

Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

3. Активная защита от стресса.

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Вышеприведенное относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация [4, с. 23-25].

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчеркивая при этом ее системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остается не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя еще два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [4, с. 46-49].

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Г.Селье определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). [24, с. 37-40].

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога. Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятие угрозы;

Читайте также:  Головная боль и спазмы при стрессе

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жесткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания; неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом [1, с. 10-13].

Профессор Б.Ф.Березин [4, с. 5-9] определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперстезические реакции тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Таким образом, стресс является эмоциональным состоянием, который вызывается неблагоприятными факторами, вызывающими реакцию тревоги и страха.

1.2 Основные причины и признаки стрессового состояния у детей

Практический психолог образовательного учреждения должен научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий. Кроме того, он обязан на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанника или ученика и соответственно дифференцировать его как физиологическое или психологическое.

Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривляний и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация
внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию, но степень свободы этого выбора и у него бывает ограничена ее особенностями. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действии его реакция часто бывает неадекватной ситуации.

Дома с родителями дети чаще всего выбирают путь противодействия, поскольку в силу детской доверчивости не опасаются встретить жесткую ответную реакцию. «Я боюсь, не умею, не буду», — пытается достучаться до сознания родителей малыш. Ведь именно в этих словах заключается его оценка и интерпретация ситуации. Но когда «глухие и слепые» родители, выведенные из терпения поведением ребенка, не понимая причин этого поведения, дают ему жесткий отпор вплоть до физических мер воздействия, то ребенок теряет последнюю опору, на которую бессознательно рассчитывал.

Что обычно чувствуют в этой ситуации дети? Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда — страх.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни.

К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

нерациональный режим жизнедеятельности,

недостаточность пребывания на свежем воздухе,

нерациональное питание и плохая его организация,

неправильная организация сна и отдыха детей,

авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,

необоснованное ограничение свободы детей,

интеллектуальные и физические перегрузки,

— неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

Таким образом, психологи выделяют ряд признаков, сопровождающих стрессовое состояние детей в младшем школьном возрасте: обидчивость , плохой сон, повышенная усталость, отсутствие уверенности в себе, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, пассивность… Последствием с трессовых переживаний являются психосоматические расстройства. В литературе описаны многие про явления стресса, в том числе и особенности личностной тревожности.

1.3 Т ревожность как проявление стресса и факторы ее возникновения

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [21, с. 15-20].

В.К.Вилюнас считает, что «тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [7, c.68].

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. [21, c.234]. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [19, с. 46-49].

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению [22, с. 61-65].

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [19, с.55].

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

1) Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

Читайте также:  Как стресс влияет на импотенцию

2) Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3) Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4) Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5) Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6) Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7) Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной, определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [19, c.415].

Н.Е.Аракелов, Е.Е.Лысенко отмечают, что тревожность — это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Тревожность как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [3, c.34-38].

Таким образом, проблема тревожности имеет и другой аспект — психо-физиологический. Второе направление в исследовании беспокойства, тревоги, идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения — стресса.

Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования. Так, В.В.Суворова [29, с. 67-71] изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека. В.С.Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в «крайне трудной ситуации» [18, с. 73]. При всех различиях в толковании понимания «стресса», все авторы сходятся в том, что стресс — это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Но стресс нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность — состояния разные. Если стресс — это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно полагать, что наличие тревоги в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В.Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности [14, c.54-57].

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории И.П.Павлова, было обнаружено, что, скорее всего, нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа, и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью [24, с. 78-82].

Таким образом, если рассматривать тревожность как состояние, переживание, или как более или менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания, субъективно состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации — это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным, т.е. адекватные отношения с миром нарушаются.

Психическое состояние тревожности в процессе обучения человека характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства тревоги, озабоченности, нервозности, которые сопровождаются различными вегетативными реакциями и возникают в сложных, стрессовых ситуациях, таких, например, как экзамены. Являясь эмоциональной реакцией на стресс, тревожность существенным образом влияет на поведение, оказывая либо активизирующее, либо дезорганизующее воздействие

На основе теоретического анализа изучаемой нами проблемы мы сделали следующие выводы:

1. Стресс — это эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности.

2. Стресс сопровождается ощущением тревоги и страха.

3. Учёные выделили следующие виды стресса: эвстресс и дистресс, активный и пассивный стресс, психологический и физиологический стресс.

4. Выделяют 3 стадии стресса: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения.

5. Признаки стрессовых переживаний: повышенная утомляемость, плохой сон, обидчивость, агрессия, рассеянность, забывчивость, низкая самооценка, расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему.

6.Отрицательные стрессовые состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека, способствуя даже соматическому, психическому и личностному развитию.

7. Реакции организма человека в состоянии стресса: тревога, страхи, пассивность, механизмы защиты, адаптация.

8. Личностная тревожность — это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

  • 9. Причины стрессовых переживаний в младшем школьном возрасте: новый режим дня, интеллектуальные и физические перегрузки, ограничения свободы детей, авторитарный стиль общения педагогов и родителей, новый школьный коллектив, трудные школьные обязанности и т.д.
  • II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • 2.1 Организация и методы исследования
  • Для исследования стрессовых переживаний и тревожности детей в младшем школьном возрасте была составлена и внедрена программа исследования, которая состоит из трех этапов:
  • 1 этап. Организационный — Цель: Организация исследования, подбор и апробация психодиагностических методик, проведение диагностики.
  • 2 этап. Эмпирический — Цель: разработка коррекционной программы и её проведение в экспериментальной группе.
  • 3 этап. Аналитический — Цель: анализ результатов исследования с применением методов математической и статистической обработки данных, качественная и количественная интерпретация результатов. Исследовательской базой явилась средняя школа № 19 города Костаная.
  • В эксперименте приняли участие 60 учащихся. Нами были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.
  • Контрольная группа (1 «А» класс) — дети в возрасте семи лет в количестве тридцати человек, из них 18 девочек и 12 мальчиков.
  • Экспериментальная группа(1 «Б» и «В» классов)- дети в возрасте семи лет в количестве тридцати человек, ученики четвертого класса, из них 18 девочка и 12 мальчиков.
  • Основным методом исследования является психолого-педагогический эксперимент (контрольный и формирующий).
  • В нашем исследовании мы использовали следующие методики:
  • 1. Беседа.
  • 2.Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»
  • 3.Кинетический рисунок семьи.
  • 4.Методика исследования самооценки С.А.Будасси;
  • 5.Диагностика эмоционально-аффективной сферы Р. Немова.
  • 6.Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В.Столина.
  • 7.Методы математической статистики.
  • Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»
  • Критерии определения тревожности у ребенка
  • 1. Постоянное беспокойство
  • 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
  • 3. мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)
  • 4. Раздражительность
  • 5. Нарушение сна.
  • Экспериментальный материал опросника см. в приложении 1.
  • Ключ:
  • Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
  • Высокая тревожность — 15 — 20 баллов
  • Средняя — 7 — 14 баллов
  • Низкая — 1 — 6 баллов
  • Исследование межличностных отношений ребенка с родителями
  • Стимульный материал: лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручка, карандаш, ластик.
  • Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают 15 — 30 минутами.
  • Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:
  • Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
  • Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
  • Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».
  • Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».
  • После выполнения задания следует, стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:
  • 1. Скажи, кто тут нарисован?
  • 2. Где они находятся?
  • 3. Что они делают? Кто это придумал?
  • 4. Им весело или скучно? Почему?
  • 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  • 6. Кто из них самый несчастный? Почему?
  • При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).
  • Обработка текста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме

источник