Меню

Особенности острого и хронического стресса

Острый и хронический стресс

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологические и психологические стрессы

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Три стадии стресса

Стадия тревоги

Это стадия характеризуется общим возбуждением и мобилизацией имеющихся ресурсов. Сопровождается всплеском активности надпочечников. Они начинают работать напряженнее в ответ на возникшую стрессовую ситуацию. После первичной стадии организм нуждается в восстановлении (которое длится 24 — 48 часов). В это время в организме производится меньше кортизола, а значит, организм обладает меньшей способностью реакции на стресс. В этой стадии чувствуется вялость, усталость, появляется желание отдохнуть.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9835 — | 7509 — или читать все.

источник

Хронический стресс и тревога

Стресс сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни, независимо от пола, возраста, социального статуса и интеллектуального уровня. Постоянное воздействие биохимических, психических, физических раздражителей приводит к тому, что развивается хронический стресс. Это понятие озвучено не так давно, в середине прошлого века, и лечение стресса стало теперь нормой в наши дни.

Что такое хронический стресс

Стрессовое состояние характеризуется постоянным напряжением, при котором все силы организма полностью задействованы. Различают стресс острый и хронический.

Острая форма возникает по причине сильного и единовременного воздействия какого-либо фактора высокой степени интенсивности: потрясения, шока. Нервная система человека достаточно гибкая, и она позволяет довольно легко справиться с низким и средним воздействием. Но при высокой степени влияния возникает сильная реакция на стресс.

Хронический и острый стресс

Значимыми событиями, которые могут вызвать острый стресс, являются смерть близких, серьёзные травмы и катастрофы, конфликты с неожиданными изменениями в жизни, нападения, сильнейшая тревога или паника, вызванная опредёленной ситуацией. Степень реакции зависит от психического и физического состояния человека.

Хронический стресс постоянный, в отличие от острого, имеет длительный период воздействия негативных факторов. Особенно ему подвержены деятельные люди, которые предпочитают отдыху смену деятельности. Развитию хронического стресса способствуют ситуации, которые не позволяют человеку отдохнуть и уйти от проблем:

  • напряжённые отношения в семье;
  • межличностные конфликты;
  • монотонная и нелюбимая работа;
  • отсутствие хобби и интересов в жизни;
  • недостаток личного общения;
  • длительное отсутствие отпуска.

Играют роль и личные качества человека такие, как неумение переключаться, пессимистический настрой, негативизм, самокритика, лень. Наличие хронического стресса усугубляет состояние человека, и при воздействии острого стресса возможен срыв. Наиболее подвержены хроническому стрессу люди пожилые, имеющие проблемы со здоровьем.

Признаки хронического стресса

Стресс хронический симптомы имеет различные, их можно условно разделить на психологические и физиологические. Типичные признаки его негативного воздействия следующие:

  • неуверенность в себе и в окружающих, нервные расстройства, панические атаки;
  • повышенная эмоциональность, обидчивость, ранимость, раздражительность;
  • расстройства сна;
  • слабость, быстрая утомляемость, длительные периоды отдыха не приносят результат;
  • любимые дела и приятные события не вызывают положительных эмоций;
  • снижение сексуальной активности, проблемы в личной жизни;
  • появление признаков старения организма: увеличение количества седых волос, выпадение, снижение эластичности кожи;
  • признаки вегетативного расстройства – потливость, повышение температуры, дрожь;
  • частые простудные заболевания;
  • болевые ощущения в области грудной клетки, нарушения сердцебиения и давления;
  • головокружения, потеря сознания, неспособность концентрироваться, снижение внимания и памяти;
  • светобоязнь или боязнь темноты, раздражительность от резких звуков;
  • неусидчивость, стремление что-то постоянно делать;
  • расстройства ЖКТ, отсутствие или повышенный аппетит, нарушения работы кишечника;
  • появление сильной тяги к спиртным напиткам, курению или приему наркотиков;
  • психологическая нестабильность, постоянные мысли о травмирующих ситуациях и событиях.

Состояние хронического стресса характеризуется и иными признаками, удар приходится на слабое место в организме, на орган или систему, которые менее всего защищены перед повышенными нагрузками. При этом очень важно решить вопрос, как избавиться от хронического стресса, и как этот уровень стресса снизить. Если этого не сделать, последствия могут быть непредсказуемыми, вплоть до развития серьёзных заболеваний.

Как справиться, лечение

В некоторых случаях требуется незамедлительная помощь, которую человек может оказать себе сам. Если появляются первые симптомы, следует быстро снять напряжение. Помогут в этом потягивания, массаж рук и висков. Можно напрягать и расслаблять поочередно все мышцы, начиная со ступней и продвигаясь к голове.

Лечение хронического стресса

Для профилактики и устранения стрессового напряжения следует больше двигаться. Лучшими помощниками считаются следующие виды спорта: быстрая ходьба и бег, аэробные упражнения, йога, плавание, теннис. Важное значение имеет правильное дыхание. В момент переживания дыхание становится поверхностным, следует в течение 2-3 минут делать глубокие долгие вдохи и медленные выдохи. Это позволит успокоиться.

Читайте также:  Очень хорошее средство от стресса

Как справиться с хроническим стрессом? Эта проблема может быть решена с помощью лекарственных препаратов. В определённых ситуациях без медицинской помощи не обойтись. При этом стоит помнить, что назначать лекарства могут только врачи. Для устранения симптомов стресса используются следующие группы средств.

  1. Тонизирующие и седативные препараты. Это антигистаминные, спазмолитические, антигипертензивные средства, регулирующие обмен веществ. Они успокаивают или стимулируют нервную систему человека, оказывая лёгкое седативное действие. Но это скорее побочный эффект лекарств этой группы.
  2. Синтетические седативные средства. Среди многообразия этих лекарств выделяют гамма-оксибутират кальция, который блокирует переход стресса в более тяжёлые формы нервных расстройств. Он снижает вегетативные проявления напряжения.
  3. Растительные препараты относят к народным средствам против стресса. Но они активно применяются и в традиционной медицине. На основе экстрактов и вытяжек из растений изготавливаются безрецептурные средства. Но следует понимать, что и натуральные средства вызывают побочные эффекты.
  4. Гомеопатия, БАДы. Эти вещества отлично зарекомендовали себя у людей, которые легко внушаемы. И хотя их лечебный эффект не доказан клинически, эффект плацебо работает. БАДы и гомеопатические средства считаются безвредными.
  5. Минеральные иэффективные витаминные комплексы. Их назначают в период повышенной умственной или физической деятельности, при нервных напряжениях для поддержания жизнедеятельности организма. В периоды стрессов остро ощущается их нехватка. Они снижают утомляемость, устраняют беспокойство.
  6. Транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики назначаются врачом и отпускаются только по рецептам. Они имеют много побочных эффектов и серьёзные противопоказания.

Если не лечить стресс, последствия

При постоянном воздействии на человеческий организм стресс вызывает изменения в его работе. Напряжение заставляет все органы и системы находиться в боевой готовности, при этом повышается уровень адреналина, инсулина, гидрокортизола. Это способствует развитию заболеваний сердца и сосудов, сахарного диабета, снижению потенции.

Лекарства при стрессе хроническом

Истощение происходит постепенно, организм не успевает восстанавливаться. Происходят изменения не только на физическом плане, стресс вызывает расстройства психики. Снижаются адаптационные способности, повышается уязвимость человека перед внешними факторами. Критической точкой воздействия стресса становятся нервный срыв, неоправданные изменения в жизни человека, суициды.

Сказывается длительный стресс на внешности, физическом состоянии, социальной жизни. Последствия хронического стресса непредсказуемые, ясно одно – он ослабляет и медленно убивает организм. Поэтому важно знать симптомы стресса, чтобы вовремя заметить проблему и предпринять меры защиты.

источник

Особенности острого и хронического стресса

Различают стресс острый и хронический. Пример с обливанием холодной водой на снегу — образец острого стресса, продолжительность которого не­велика. Острый стресс часто имеет тренирующий характер, поэтому реко­мендуется врачами.

Хронический стресс (например, длительное переохлаждение, постоянные эмоциональные переживания) истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации. К ним относятся аллергичес­кие заболевания (вызванные продолжительным подавлением активности им­мунной системы), мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосу­дистые заболевания, бездетность (Лисицин, 1982; Assmann, 1982;Gotto, 1984).

Пережившие пребывание в концентрационном лагере люди впослед­ствии обладали худшим здоровьем по сравнению с теми, кто не имел тако­го жизненного опыта (Cohen, 1954). Диспетчеры в аэропортах значительно чаще страдают диабетом, язвами желудка и кишечника по сравнению с ра­ботниками других профессий. Артериальное давление у них тем выше, чем дольше они работали на этом месте и чем были старше (Панин, 1981). Г. Се­лье первым предположил, что повреждающий эффект стресса обусловлен действием кортизола.

Реакция на стресс зависит от возраста: чем старше человек, тем тяжелее последствия, оказываемые сверхсильным раздражителем (Shock, 1977). Стресс может ускорять возрастные процессы (Selye, Tuchweber, 1976). Дли­тельное воздействие кортикостероидов ведет к повреждению клеток гиппо-кампа и, как следствие, утрате памяти. Кортизол повышает чувствитель­ность нейронов к потенциальным повреждающим агентам, например, к по­ниженному кровяному давлению, поскольку длительное его действие сни­жает способность нейронов утилизировать глюкозу. При резком падении давления метаболизм глюкозы стремительно уменьшается, что ведет к ги­бели нейронов от голода.

Стресс — адаптивная реакция организма в ответ на действия сверхсиль­ного раздражителя. Почему же она в настоящее время становится причиной тяжелых заболеваний, являющихся наиболее частой причиной смерти лю­дей в цивилизованных странах? Это обусловленно неодинаковым поведе­нием современных людей и тех, выживание которых обеспечивал механизм

стресса. Стресс подготавливает организм к бегству или борьбе, что и делал первобытный человек в сложных ситуациях. Современный человек, сохра­нивший тело “неандертальца”, переживая стресс, обычно сидит. Именно это поведение обрушивает на организм вегетативные и гормональные сдвиги. Чтобы стресс выполнял свою адаптивнюю функцию, человек под воздей­ствием сверхсильных раздражителей должен двигаться.

Понятие копинг введено Р.С. Лазарусом (Lazarus, 1982, 1991, 1993). Coping (англ.) — способность справиться с ситуацией, овладение ею. Таким обра­зом, копинг — это способ, который человек использует, чтобы справиться со стрессовой ситуацией.

Можно выделить проблемноцентрированный копинг, когда субъект пред­принимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и выйти из стресса. Противоположностью такого рода копинга является эмо-циоцентрированный копинг, при котором человек полностью поглощен сво­ими эмоциями и не пытается вырваться из ситуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, ввергнувшую их в эти обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы.

Идея копинга еще раз подтверждает представление о том, что большая часть негативных последствий стресса обусловлена реакцией человека. Есть стрес­соры, оказывающие прямое воздействие на организм, например, ионизирую­щее излучение. Величина повреждений в таких случаях зависит от дозы ради­ации и физических возможностей организма. Влияние же многих других стрес­соров, например, вызывающих страх и тревогу, зависит от эмоциональной ре­активности и восприимчивости, способности концентрироваться на решении проблемы, принятия ответственности на себя. Именно поэтому одна и та же ситуация у разных людей будет вызывать повреждения различной величины.

Показано, что как только животное обучается справляться с ситуацией, вегетативный ответ, сопровождающий научение, исчезает. В эксперимен­тах с негативным подкреплением, где за условным сигналом следовал удар током, крысы, способные обнаружить связь между этими событиями, име­ли меньше язв в желудочно-кишечном тракте по сравнению с теми, кото­рые не смогли обучиться и выявить такую зависимость.

Читайте также:  Как убрать стресс с лица

Точно так же у человека: как только создается ощущение, что он спра­вился с ситуацией или даже видимость овладения ею, последствия стресса нивелируются. Это свидетельствует о том, что и иллюзия владения стрес­сом может снять его негативные последствия. На этом факте основано дей­ствие многих психотерапевтических приемов. Этим же обусловлено широ­кое распространение самых разнообразных мифологических представлений, позволяющих поддерживать иллюзию устойчивости существования у людей, проживающих в состоянии хронического стресса, детерминированного со­циальными изменениями.

источник

Текст книги «Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник»

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Автор книги: Елена Николаева

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 7 (всего у книги 58 страниц) [доступный отрывок для чтения: 38 страниц]

Особенности острого и хронического стресса

Различают стресс острый и хронический. Пример с обливанием холодной водой на снегу – образец острого стресса, продолжительность которого невелика. Острый стресс часто имеет тренирующий характер, поэтому рекомендуется врачами.

Хронический стресс (например, длительное переохлаждение, постоянные эмоциональные переживания) истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации. К ним относятся аллергические заболевания (вызванные продолжительным подавлением активности иммунной системы), мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, бездетность (Лисицин, 1982).

Пережившие пребывание в концентрационном лагере люди впоследствии обладали худшим здоровьем по сравнению с теми, кто не имел такого жизненного опыта (Cohen, 1954). Диспетчеры в аэропортах значительно чаще страдают диабетом, язвами желудка и кишечника по сравнению с работниками других профессий. Артериальное давление у них тем выше, чем дольше они работали на этом месте и чем были старше (Угрюмов, 1999). Г. Селье первым предположил, что повреждающий эффект стресса обусловлен действием кортизола.

Реакция на стресс зависит от возраста: чем старше человек, тем тяжелее последствия, оказываемые сверхсильным раздражителем (Угрюмов, 1999). Стресс может ускорять возрастные процессы (Угрюмов, 1999). Длительное воздействие кортикостероидов ведет к повреждению клеток гиппокампа и, как следствие, утрате памяти. Кортизол повышает чувствительность нейронов к потенциальным повреждающим агентам, например, к пониженному кровяному давлению, поскольку длительное его действие снижает способность нейронов утилизировать глюкозу. При резком падении давления метаболизм глюкозы стремительно уменьшается, что ведет к гибели нейронов от голода.

Стресс – адаптивная реакция организма в ответ на действия сверхсильного раздражителя. Почему же она в настоящее время становится причиной тяжелых заболеваний, являющихся наиболее частой причиной смерти людей в цивилизованных странах? Это обусловлено неодинаковым поведением современных людей и тех, выживание которых обеспечивал механизм стресса. Стресс подготавливает организм к бегству или борьбе, что и делал первобытный человек в сложных ситуациях. Современный человек, сохранивший тело «неандертальца», переживая стресс, обычно сидит. Именно это поведение обрушивает на организм вегетативные и гормональные сдвиги. Чтобы стресс выполнял свою адаптивнюю функцию, человек под воздействием сверхсильных раздражителей должен двигаться.

Копинг

Понятие копинг введено Р. С. Лазарусом (Lazarus, 1982, 1993). Coping (англ.) – способность справиться с ситуацией, овладение ею. Таким образом, копинг – это способ, который человек использует, чтобы справиться со стрессовой ситуацией.

Можно выделить проблемноцентрированный копинг, когда субъект предпринимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и выйти из стресса. Противоположностью такого рода копинга является эмоциоцентрированный копинг, при котором человек полностью поглощен своими эмоциями и не пытается вырваться из ситуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, ввергнувшую их в эти обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы.

Идея копинга еще раз подтверждает представление о том, что большая часть негативных последствий стресса обусловлена реакцией человека. Есть стрессоры, оказывающие прямое воздействие на организм, например, ионизирующее излучение. Величина повреждений в таких случаях зависит от дозы радиации и физических возможностей организма. Влияние же многих других стрессоров, например, вызывающих страх и тревогу, зависит от эмоциональной реактивности и восприимчивости, способности концентрироваться на решении проблемы, принятия ответственности на себя. Именно поэтому одна и та же ситуация у разных людей будет вызывать повреждения различной величины.

Показано, что как только животное обучается справляться с ситуацией, вегетативный ответ, сопровождающий научение, исчезает. В экспериментах с негативным подкреплением, где за условным сигналом следовал удар током, крысы, способные обнаружить связь между этими событиями, имели меньше язв в желудочно-кишечном тракте по сравнению с теми, которые не смогли обучиться и выявить такую зависимость.

Точно так же у человека: как только создается ощущение, что он справился с ситуацией или даже видимость овладения ею, последствия стресса нивелируются. Это свидетельствует о том, что и иллюзия владения стрессом может снять его негативные последствия. На этом факте основано действие многих психотерапевтических приемов. Этим же обусловлено широкое распространение самых разнообразных мифологических представлений, позволяющих поддерживать иллюзию устойчивости существования у людей, проживающих в состоянии хронического стресса, детерминированного социальными изменениями.

Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс

Первую попытку связать индивидуальные реакции на стресс с личностными особенностями сделали М. Фридман и Р. Розенман (Friedman, Rosenman, 1974). Они отметили некоторые характеристики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями: наличие высокой соревновательности, враждебности, нетерпения, большой подвижности, быстрой речи, отсутствие желания выслушать другую точку зрения. Авторы выделили таких людей в отдельную группу и назвали ее тип А. Всех прочих они отнесли к типу Б.

Существуют и другие особенности, увеличивающие вероятность развития заболевания. К ним относится, в частности, тип копинга, используемый в стрессовой ситуации. Например, в одном из экспериментов всех испытуемых обезьян кормили продуктами с высокими концентрациями холестерина, что повышало вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний. К тому же обезьяны находились в ситуации, где постоянно существовала угроза их поимки. Однако атеросклероз возник не у всех животных. Было показано, что обезьяны, которые обнаруживали максимальный страх, быстрее заболевали.

Читайте также:  Стресс у кошки после течки

В настоящее время предложена новая характеристика для людей, у которых повышена вероятность психосоматических заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочного тракта и т. д.). Считается, что всю эту разнообразную группу людей характеризует невозможность управления своими желаниям. Это объясняется следующим образом. Для каждой болезни определены свои факторы риска, которые хорошо известны в медицине и достаточно широко освещаются в популярной прессе. Все они, в конечном счете, сводятся к необходимости здорового образа жизни. Если человек переедает и не может справиться с собой, мало двигается и не может заставить себя быстро ходить пешком или бегать, если он курит и т. д., то, безусловно, на лицо недостаточность волевых качеств. Сами эти люди объясняют свои действия ссылками на то, что «наука еще ничего не доказала» или приводят примеры тех, кто всю жизнь курил и умер «здоровеньким». Но это лишь механизм психологической защиты, который прячет неспособность справиться со своими желаниями.

Как бы не отделял себя человек от мира природы, но его тело – это результат приспособления к активному образу жизни, часто экстремальным физическим нагрузкам, отсутствию вредных веществ, частому недоеданию. Как только человек начинает сидеть или лежать, много есть, курить и т. д., функционирование его тела выходит за рамки физиологических возможностей, и болезнь становится неизбежным следствием такого поведения.

Выученная беспомощность

Не всегда личностные особенности имеют решающее значение в выходе из стрессовой ситуации. В отдельных случаях обстоятельства роковым образом изменяют личностные особенности. Это хорошо демонстрирует эксперимент с выученной беспомощностью (Seligman, Beagley, 1975). Суть его заключается в том, что две группы животных обучаются в двух различных ситуациях. Одной группе вслед за действием условного раздражителя, например, звука, в качестве отрицательного подкрепления подается на пол клетки короткий, но сильный удар электрическим током. Очень скоро животные начинают связывать звук с безусловным подкреплением и обучаются эффективно избегать удар, подпрыгивая в этот момент, цепляясь за боковые решетки и т. д.

Другой группе также предлагается условный сигнал, за которым следует удар электрическим током, однако особенности подкрепления несколько изменены: какие бы действия ни предпринимало животное, оно все равно получит удар током. Этот вариант, таким образом, отличается наличием неизбегаемого негативного подкрепления. При появлении условного сигнала животные второй группы через некоторое время перестают искать выход из ситуации и обнаруживают тип поведения, который называется выученной беспомощностью: они становятся пассивными в любых новых ситуациях, способность к обучению резко падает, утрачивается любопытство (Seligman, Beagley, 1975). Таким образом, они обучаются тому, что их активность не поможет им выбраться из создавшегося положения. Они будут ждать помощи других.

Влияние социально значимого стресса на восприятие эмоциональной информации

Известно, что условия жизни тоталитарного государства особым образом изменяют восприятие и оценку значимости событий у людей (Solomon, Prager, 1988; Blake e. a., 1992; Hyer e. a., 1992).

Э. Фромм (2005) впервые показал, что причины тоталитаризма лежат не только в политической ситуации, но и в особенностях психики человека, в восприятии себя и окружающих. После Второй мировой войны появились уникальные работы, описывающие искажение информации в условиях концентрационных лагерей (Bettelheim, 1943; Kautsky, 1946; Kral, 1951; Frankl, 1959). Люди, находившиеся в заключении во время войны, позднее демонстрировали трудности в вербализации своего эмоционального опыта, а также тревожность как преобладающую форму реагирования (Babaja, Stermsek, 1992). В этой алогичной реальности они страдали от психологического расстройства на индивидуальном уровне, но показывали выдержку на коллективном (Punamaki, 1988–1989).

Большинство исследований влияния тоталитарного режима обнаруживают такие изменения психической сферы людей, которые свойственны либо невротической, либо психосоматической структурам личности (Ahrens, 1983). К ним относятся инфантильность, усиленный контроль естественного проявления эмоций (Alexander, 1950; Tsutsui, 1990). Ф. А. Хайек (Hayek, 1944) отметил специфическое изменение в восприятии слов, отражающих человеческие ценности, которые выражаются в извращении смысла или его смещении для наиболее значимых слов.

Подобный феномен может наблюдаться и у людей, перенесших сильное эмоционально отрицательное переживание (неизбегаемое негативное подкрепление) в критические периоды жизни. Показано, что люди (опытная группа), пережившие в возрасте до 6 лет репрессии, которым подверглись близкие родственники, в зрелости и старости демонстрируют подавление ответной реакции на насилие, чего нет у лиц, не имеющих такого опыта в детстве (контрольная группа) (Николаева и др., 1996).

Испытуемые участвовали в ассоциативном эксперименте: записывали ассоциации на слова различной эмоциональной значимости. У лиц опытной группы выявлено подавление непосредственной негативной реакции в ответ на предъявление отрицательно окрашенного сигнала. Это выражается в том, что у них в десять раз чаще по сравнению с контролем отсутствуют ассоциации на отрицательно окрашенные слова (рис. 3.5). Качественный анализ показывает, что чаще всего нет ассоциаций на слова, характеризующие насилие. Если же ассоциация на эмоциональное слово существует, то знак ее эмоциональной окраски чаще противоположен знаку слова-стимула (рис. 3.6).

Рис. 3.5. Число отсутствующих ассоциаций в контрольной (1) и опытной (2) группах. Н – нейтральные слова; Э – эмоциональные слова; «+» – положительно окрашенные слова, «-» – отрицательно окрашенные слова. ** – р > Предыдущая | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 | Следующая

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник