Меню

Особенности эмоциональной сферы и стресс

Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоциисубъективно переживаемое отношение человека ,к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные – настроениями.

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности – положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональныйстресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ – активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д. В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, – это стадия перестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).

На второй стадии – «устойчивости» – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое – эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия – «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение – это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы – нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Читайте также:  Психология стресс о совладающего поведения

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь – понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы проявляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуации, которая кажется им безнадежной (так называемый тип А). По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение – информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека. Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель – до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам – срывам нормальной психической деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Эмоциональный стресс: тренажёрный зал, молитва или шопинг? Выбираем метод лечения!

Несмотря на то, что самыми распространёнными заболеваниями XXI века считаются рак и ожирение, психологи называют вместо них другой диагноз — эмоциональный стресс. Согласно статистике, именно он является причиной желудочно-кишечных и кардиологических заболеваний, наркомании и алкоголизма, мигрени и бессонницы, а также несчастных случаев на производстве. Если посчитать, сколько жизней обрывается в результате, данное состояние без преувеличения можно назвать смертельно опасным. Тогда как современный человек настолько привык к постоянным стрессовым ситуациям, что воспринимает их как данность и даже не пытается бороться с психоэмоциональным истощением.

Что это такое

Определения

Эмоциональный стресс — это состояние, возникающее в результате сильных отрицательных переживаний, требующих неожиданно покинуть зону комфорта и заставляющих адаптироваться к новым условиям психологически и физиологически. Факторы, его вызывающие, называются стрессорами.

Если говорить более простым языком, в психологии это состояние сильнейшего психоэмоционального переживания из-за конфликтных ситуаций, длительно и болезненно ограничивающих удовлетворение каких-либо потребностей.

Читайте также:  Расслабляющая медитация для снятия стресса

Такие науки, как антропология, анатомия и физиология, определяют данное состояние как реакцию организма, формирующуюся в процессе филогенеза, на воздействие агентов, сигнализирующих об опасности. Это активизирует симпато-адреналовую систему, которая мобилизует внутренние защитные силы на борьбу. В результате симпатические и парасимпатические возбуждения генерализованно распределяются по телу, что приводит к нарушению деятельности либо ССС, либо ЖКТ.

Отличия от классического стресса

В основе возникновения обычного стресса — изменения гипофизарно-надпочечниковых отношений. Тогда как эмоциональный формируется вследствие эмоциональных реакций психической деятельности. Они отличаются более длительным действием и приводят к трансформациям химической чувствительности нейронов головного мозга к нейромедиаторам и нейропептидам.

Эмоциональный стресс проходит в своём развитии 3 стадии:

  • тревога (отреагирование) — оценка ситуации и собственных сил;
  • резистентность — активация защитных механизмов;
  • истощение — полное исчерпание всех психоэмоциональных ресурсов.

Нельзя допустить, чтобы наступила третья фаза, иначе потом придётся долго лечить последствия.

Причины

В психологии возникновение эмоционального стресса связывается с ситуацией угрозы для организма. Первой на неё реагирует именно эмоциональная сфера — отсюда и название. Опасность может быть:

  • эмпирической (надуманной) — например, когда девушке кажется, что она не сможет жить, если её бросит любимый;
  • реальной — например, когда больному объявляют смертельный диагноз.

В любом случае стресс возникает в условиях дискомфорта, когда отсутствует возможность реализовать или удовлетворить определённые потребности.

  • обида вследствие перенесённого унижения или оскорбления;
  • страх, тревога, беспокойство, повышенная ответственность — они могут быть как надуманными, так и реальными перед какими-то серьёзными испытаниями: экзаменом, свадьбой, выступлением;
  • предательство близкого человека;
  • хроническая усталость, цейтнот;
  • сложные жизненные обстоятельства: смерть близкого человека, развод, потеря рабочего места;
  • адаптация к новым условиям существования (в связи с переездом, сменой работы);
  • ситуация выбора;
  • проблемы в отношениях, конфликтные ситуации дома, с друзьями, на работе.

Иногда причиной являются не только эмоционально-отрицательные факторы, но и эмоционально-положительные. Например, крупный выигрыш, рождение двойни, резкий карьерный рост и т. д.

  • нарушения в функционировании ЦНС;
  • бессонница;
  • гормональный сбой;
  • физическое или умственное переутомление;
  • эндокринные заболевания;
  • личностная декомпенсация;
  • посттравматические расстройства;
  • неправильное питание.

Если эмоциональный стресс возникает на фоне каких-то конкретных заболеваний, для начала следует пролечить их, а затем уже (или параллельно) заниматься непосредственно душевным состоянием.

В группе риска оказываются люди, эмоционально возбудимые, творческие, психически неустойчивые, проживающие в мегаполисах, с повышенным уровнем тревожности, социально незащищённые, закрытые (которые держат всё глубоко в себе), а также дети и подростки.

Признаки

Стрессовое состояние нельзя не заметить. Его возникновение сопровождается целым симптомокомплексом. В первую очередь проявляются психоэмоциональные признаки:

  • слезливость;
  • повышенная раздражительность, психоз, нервозность вплоть до припадков, гнев, агрессивность;
  • плохое настроение;
  • «уход» в себя, ограничение круга общения, нежелание разговаривать, стремление к одиночеству;
  • отказ от увеселительных мероприятий;
  • снижение работоспособности, концентрации внимания, быстроты мыслительных реакций;
  • слабость, вялость;
  • неконтролируемые действия «на автомате»: поставить чашку горячего чая в холодильник, почистить зубы щёткой без пасты, не взять сдачу в магазине;
  • неспособность рационально анализировать ситуацию, здраво рассуждать мыслить, отсюда — неадекватные реакции на происходящее;
  • снижение самооценки.

Вслед за открытыми проявлениями эмоций начинают обнаруживаться признаки, связанные с физиологией:

  • усиливается частота дыхания, начинается одышка, которая может закончиться приступами нехватки воздуха и гипоксией;
  • напрягаются отдельные группы мышц, что приводит к крепатуре и спазмам даже без физических нагрузок;
  • учащается пульс, может наблюдаться тахикардия;
  • скачет артериальное давление;
  • обостряется аллергия;
  • начинаются проблемы с работой ЖКТ: дискомфорт, вздутие, запоры, обостряются гастрит и язва;
  • обнаруживается повышенная потливость;
  • диагностируются достаточно сильные головные боли;
  • колеблется температура тела.

Если эмоциональный стресс несильный, а нервная система крепкая, при своевременно принятых мерах симптомокомплекс, связанный с физиологией, может и не проявиться. Это снижает риск последствий для здоровья и существенно облегчает дальнейшее лечение.

Реакция организма, вызванная сильнейшими положительными эмоциями. Активирует адаптационные способности.

Реакция организма на отрицательные эмоции, ситуацию угрозы и опасности для жизни, дискомфорт, конфликт, психотравму. В психологии является патологическим состоянием, которое дезорганизует поведенческую и психологическую активность. Влечёт за собой негативные последствия.

Психоэмоциональный стресс

Одни психологи не разграничивают между собой психоэмоциональный и эмоциональный стрессы, считая, что их объединяет один набор возможных причин и единый симптомокомплекс. Однако есть группа специалистов, выделяющих данный вид как расстройства, продиктованные исключительно социальными условиями: проблемами в отношениях, конфликтами, невозможностью нормально общаться и т. д.

Хронический эмоциональный стресс

Диагностируется, если не пройти курс лечения и не предпринимать никаких мер для выздоровления.

Вид эмоционального стресса определяет лечение. От него же зависят и возможные последствия для психического и физического здоровья.

Как справиться

Человек, переживающий й стресс, в первую очередь должен справиться с ним самостоятельно. Какие рекомендации в этом случае дают психологи:

  • заняться спортом: начать по утрам бегать или делать зарядку, гулять пешком по вечерам, после работы ходить в тренажёрный зал или на танцы;
  • постараться исключить из жизни стрессовый фактор, избегать психотравмирующих ситуаций и ненужных переживаний;
  • вести дневник с подробным анализом прошедшего дня: иногда изложение мыслей на бумаге освобождает душу от гнетущей тяжести;
  • не думать о плохом;
  • сменить обстановку, взять отпуск или больничный, уехать (хоть куда: хоть на дачный участок за город, хоть на другой континент в путешествие);
  • не общаться с неприятными людьми, манипуляторами, так называемыми «энергетическими вампирами»;
  • сходить в церковь, исповедаться, помолиться (иногда это успокаивает даже неверующих);
  • заняться самоорганизацией: придерживаться единого распорядка дня, закалять характер, учиться контролировать свою эмоционально-волевую сферу;
  • найти новые увлечения, которые станут источником положительных эмоций и вытеснят отрицательные (хобби, общение, шопинг, спорт, дети) — в психологии это называется трансформацией переживаний в другую энергию.
Читайте также:  Назовите гормон который усиленно поступает в кровь в первую стадию стресса

Если человек чувствует, что не справляется с эмоциями и они овладевают им всё больше и больше, не нужно тянуть с посещением специалиста. Вовремя начатое профессиональное лечение поспособствует быстрому выздоровлению без последствий для психики и физического здоровья.

Полезные подсказки. Психологи провели опрос среди людей, которые часто подвергаются эмоциональному стрессу. Им задавали вопрос, как они с ним справляются. Как ни странно, расхождений в ответах было мало. Большинству помогает чтение книг. На втором месте — прослушивание любимой музыки. Сразу после неё — чашечка горячего кофе под просмотр телевизора. Замыкает этот своеобразный рейтинг пешая прогулка. Все эти моменты стоит взять на вооружение тем, кто не знает, как обуздать нахлынувшие переживания.

Лечение

Помочь справиться с эмоциональным стрессом может психолог, но только на начальных стадиях. Если он уже запущен и находится на грани с депрессией, это уже сфера психотерапии. Существуют различные способы лечения:

  • аутотренинги: аффирмации на тему позитивного настроя, борьбы со страхами, повышения самооценки;
  • медикаментозная терапия: согласно назначениям психотерапевта, проводится курс лечения седативными препаратами;
  • фитотерапия: успокаивающие настои и отвары трав (валерианы, душицы, пустырника, мелисы, пиона, полыни);
  • поведенческая психотерапия (через ролевые игры);
  • дыхательные упражнения;
  • арт-терапия (рисование, музыка, танцы увлекают и вытесняют стрессовые переживания);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • физиотерапевтическое лечение;
  • медитация, йога;
  • ЛФК.

Лечение, начатое вовремя и назначенное грамотно, приводит к быстрому и полному выздоровлению без последствий.

Парадокс. Некоторые специалисты считают, что в 50% случаев стресс полезен для человека. Он заставляет его покинуть привычную зону комфорта и наконец сделать то, на что он не решался в течение длительного времени. Приходится учиться контролировать свои эмоции, что повышает самооценку. Открываются новые возможности для самосовершенствования и личностного развития.

Например, студент, который никак не мог в течение учебного года сесть за написание курсовой работы. В какой-то момент он понимает, что до её сдачи остаётся критически мало времени — всего несколько дней. У него начинается паника. Но именно стресс и страх вылета из учебного заведения, позора перед родителями и потери тех лет, что он здесь проучился, заставляют его мобилизовать все силы и за столь короткий промежуток времени написать работу в срок.

Последствия

Затяжной эмоциональный стресс приводит к серьёзным проблемам со здоровьем — как в психическом, так и в физическом плане.

  • депрессия;
  • нервное истощение;
  • неврозы: астенический, тревожного ожидания;
  • социальная дезадаптация;
  • аутизм (особенно часто развивается у детей);
  • расстройства концентрации внимания;
  • нарушение идентичности физического и психического «Я» (саморазрушение личности);
  • паранойя;
  • фобии;
  • психическое истощение.

Последствия в плане физического здоровья:

  • гипертония;
  • рак;
  • со стороны ССС: сердечные приступы или недостаточность, стенокардия, аритмия, инфаркт, ИБС;
  • истощение организма;
  • головные боли, которые становятся постоянными и перерастают в мигрень;
  • ослабление иммунитета;
  • снижение зрения;
  • обострение астмы и заболеваний ЖКТ (вплоть до образования или прободения язвы).

Это далеко не весь перечень последствий, так как каждый организм реагирует на данное состояние по-разному. Кроме того, восстановиться после эмоционального стресса бывает достаточно трудно. Чтобы сократить реабилитационный период, придётся основательно поработать над собой — помогут в этом профилактические меры.

Статистика. Медики и психологи сошлись во мнении, что более 60% известных болезней развиваются вследствие стресса.

Профилактика

Чтобы избежать повторения неприятного и достаточно опасного для здоровья состояния, нужна психогигиена и психопрофилактика стресса. Общие моменты:

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Организовать 8-часовой сон.
  3. Полноценно питаться.
  4. Чередовать нагрузки с отдыхом.
  5. Найти метод релаксации, чтобы своевременно сбрасывать с себя груз навалившихся проблем. Для кого-то это шопинг с подругами, для других — рыбалка, для третьих — смена обстановки.
  6. Больше общаться, не замыкаться в себе. Делиться с кем-нибудь своими переживаниями.
  7. Родители должны уделять детям больше внимания, чаще разговаривать с ними, вызывать на откровенные беседы.

Выделяется 3 уровня психогигиены и психопрофилактики стрессовых ситуаций:

  1. Превентивная психогигиена (первичная профилактика) — предупреждение расстройств на начальном этапе, когда возрастает риск эмоционального срыва.
  2. Восстановительная (вторичная) — психокоррекционная помощь в кризисных, стрессовых ситуациях в фазе их зарождения.
  3. Терапевтическая (третичная) — психологическая и психотерапевтическая помощь при расстройствах личности и поведения, неврозах вследствие запущенного стресса.

Профилактика более эффективна, если проводится под контролем профильного специалиста.

Практически каждый человек в определённый момент испытывает эмоциональный стресс. У кого-то он выражен ярко и отражается даже на физиологическом уровне, что влечёт за собой необратимые последствия. У других переживания имеют локальный характер и не являются угрозой для здоровья. Так или иначе необходимо отслеживать данное состояние, контролировать все негативные проявления, чтобы они не снизили качество жизни и не навредили организму.

источник