Меню

Организационные факторы способные вызвать стресс у работников

Организационные факторы, вызывающие стресс

Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах. Организационный стресс обусловлен внутриорганизационными факторами трех уровней: индивидуальные характеристики персонала, организационная среда, а также внешними стрессовыми факторами. Другими словами, организационный стресс проявляется в напряжении адаптации личности на определенную организационно-производственную ситуацию. К организационным стрессам относятся также конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности для определенных профессий (летчики, космонавты, диспетчеры АС и др.). Общим признаком и главной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается профессиональная взаимоподдержка коллег. В результате ограничена возможность обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоения от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

К факторам организационных стрессов относится также отстранение от активного участия в принятии решений. Если работники не имеют возможности повлиять на важные события, касающиеся их работы, то они испытывают чувство беспомощности и потери контроля над ситуациями. Это ведет к развитию неудовлетворенности самореализацией и качеством жизни и, как следствие, к снижению уверенности в собственной профессиональной эффективности.

Негативные последствия организационных стрессов: снижение трудовой мотивации и волевого контроля, текучесть кадров, увеличение числа несчастных случает на производстве, увеличение конфликтности в коллективе, снижение производительности, переживания депрессии и переутомления, переживание одиночества и неудовлетворенности жизнью и многие другие комплексные переживания, называемые стресс-синдромами. Последствием длительного организационного стресса может стать профессиональное выгорание.

Чем выше привлекательность работы в данной конкретной организации, больше уверенность в карьерном росте или стабильности и удовлетворенность профессиональной самореализацией и качеством жизни, которую обеспечивает работа, тем меньше вероятность переживания организационного стресса. Оптимальный уровень рабочей напряженности, стимулирующий работников к профессиональному и личностному росту, способствует их лояльности по отношению к своей организации.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Рассмотрим некоторые факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей. Он возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

Читайте также:  Влияние стресса на уровень кортизола

5. Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 2984 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Вопрос 45. Природа стресса и его причины: организационные и личностные факторы. Управление стрессом

Стресс – термин, использующийся для характеристики разнообразных состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия факторов внутренней и внешней среды, т. е. стрессоров.

Различают два основных вида стрессоров: физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые ощущения) и психологические (информационный дефицит или перегрузка, монотонность деятельности, отрицательные эмоции).

В общем смысле стресс – это ситуация, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала.

Организационные факторы стресса:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием — эвстресс, отрицательные оставили как просто стресс.

Читайте также:  Рекомендации при социальном стрессе у детей

Основные способы элимирования организационных факторов стресса (действия, способствующие либо смягчению негативных состояний персонала, вызванных дистрессом, либо уменьшение частоты проявления стресса):

1)Элимирование сос стороны подчиненного:

— установление четкой схемы действий и приоритетов в работе по степени важности тех или иных ее аспектов.

— отказ от непосильных заданий.

— налаживание неформальных отношений с руководителем.

— не соглашательство с противоречивыми требованиями руковод.

— не скрывать от руковод своих способностей во избежание получения излишне простых заданий..

2)Элимирование со стороны руководителя:

— знание реальных способностей каждого работника.

— позволение отказываться от заданий без объективной причины.

— точное определение полномочий подчиненных.

— изменение стиля лидерства.

— обсуждение сложных вопросов трудовой деятельности с подчиненными.

Дата добавления: 2014-11-25 ; Просмотров: 979 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Стресс и поведение сотрудников в организации.

Стресс — это напряжение от чрезмерных требований, ограничений или возможностей. Конструктивный стресс оказывает положительное воздейтсвие и на установки, и на производительность. Диструктивный стресс оказывает отрицательное воздействие и на установки и на производительность.

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс — обычное и часто повторяющееся явле­ние (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение го­лода и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и организации.

Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широко­му диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется труд­ной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния. Когда стресс стано­вится чрезмерным, начинаются его внешние проявления, которые негативно сказыва­ются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние условия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощущают постоянное беспокойство. Данные симп­томы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выражением испытываемых в процессе труда стрессов.

Причины стресса. Условия, которые, как правило, вызывают стресс, называются стрессорами. Стрессоры – это факторы, вызывающие стресс. И хотя серьезный стресс может произойти и по одной-единственной причине, как правило, индивид подвергается воздействию нескольких стрессоров.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

1. Организационные факторы:

• перегрузка работника во время рабочего дня — приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

• слишком малая нагрузка работника во время рабо­чего дня — способствует появлению беспокойства относительно своего профессионализма;

• ролевой конфликт — возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

• неопределенность ролей при нечетком формулиро­вании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

2. Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

• положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

• негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т.д.). Отрицательные последствия стресса:

• физиологическая реакция организма (язва желуд­ка, головная боль, заболевания сердечной и дыха­тельной систем и т.п.);

• психологическая реакция (раздражительность, бес­сонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Стресс может возникнуть у работников любых профессий и специальностей, а его характер во многом определяется индивидуальными реакциями на стрессоры. Частично это различие заложено в опыте каждого работника, его мировоззрении и его внутренних факторах. Однако существует ряд внешних, относящихся процессу труда условий, которые наиболее часто обусловливают возникновение грессов.

Рабочие перегрузки и жесткие временные рамки оказывают давление на работ-иков и ведут к стрессам. Очень часто эти воздействия исходят от руководства, низкое качество менеджмента также может быть причиной стресса (автократическое руководство, атмосфера незащищенности на рабочем месте, неадекватные должност­ям обязанностям полномочия).

Одна из самых распространенных причин стрессов — ролевые конфликты и нео-пределенность, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданиях коллег и менеджеров. Расплывчатые должностные инструкции означают отсутствие у работника формальной модели ожидаемых действий.

Читайте также:  Как выглядит женщина после стресса

Типичные причины стрессов в процессе труда

♦ Давление факторов времени

♦ Низкое качество управления

♦ Атмосфера незащищенности на рабочем месте

♦ Несоответствие полномочий и обязанностей

♦ Ролевые конфликты и неопределенность

♦ Различие между системой ценностей компании и работника

♦ Изменения любого типа (прежде всего радикальные и нестандартные)

Еще одна причина стресса — различия систем ценностей сотрудника и компа­нии. Существенные расхождения нередко приводят к нервно-психическому стрессу (работнику необходимо достичь баланса ценностных систем).

Общая причина многих стрессов — организационные изменения любого типа, по­скольку все они требуют умения адаптироваться к новым условиям. Особенно сильный стресс вызывают радикальные или необычные перемены, такие как временная приоста­новка производства или перевод на другую работу, что ведет к повышению уровня тре­вожности работников относительно финансового положения. Очевидно, что в процес­се труда работники подвергаются воздействиям многочисленных мощных стрессоров.

В зависимости от уровня и «знака» стресс оказывает как положительное, так и отрица­тельное влияние на показатели выполнения рабочих заданий. Отсутствие стрессов означает, что работникам ставятся весьма простые задачи, и в данном случае показатели их выполнения находятся, как правило, на низком уровне. По мере увели­чения уровня стресса возрастают и показатели производительности, так как стресс помогает человеку привлекать дополнительные ресурсы, необходимые для удовлетво­рения предъявляемых процессом труда требований. Конструктивный стресс — здоро­вый стимул, побуждающий работников реагировать на содержащийся в задаче вызов.

Если уровень стресса становится слишком высоким, он превращается в деструк­тивную силу. Показатели работы начинают снижаться после достижения неко­торой точки, поскольку излишний стресс препятствует выполнению рабочих заданий. Работник утрачивает контроль над стрессом, теряет способность принимать решения, неадекватно ведет себя. Если стресс нарастает и достигает точки сры­ва, показатели работы стремятся к нулю, сотрудник чувствует себя слишком плохо, отказывается выходить на сопряженную со стрессом работу, увольняется.

Как организации, так и отдельные индивиды весьма озабочены проблемами стрессов и их последствий. Попытки управления стрессом предполагают выбор одного из воз­можных решений — предотвращение и контроль над уровнем стрессов, уклонение от стрессов и их преодоление. Профилактика стресса подразумевает сведение к минимуму вероятности возниконовения стресса. Управление стрессом подразумевает активный подход к борьбе со стрессом, влияющим на поведение. Благополучие подразумевает сохранение физического и психического здоровья для того, чтобы было легче справиться со стессом, если он возникает.

Такие организационные мероприятия, как улучшение коммуникативных навыков менеджеров, участие сотрудников в управлении, обога­щение процесса труда и внедрение программ ОР, направлены на снижение или ис­ключение факторов напряжения. Возможности уклонения от стресса отдельных работников включают в себя перевод в рамках организации, переход на другое место работы, досрочный выход на пенсию или тренинг, позволяющий противостоять фак­торам напряжения. Преодоление стрессов предполагает совместные усилия работни­ков и руководителей и может включать социальную поддержку, возможность релак­сации, биологическую обратную связь и личные оздоровительные программы.

Некоторые сотрудники испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего их мира, ощущают недостаток межличностных отношений. Люди с амбициями и сильной потребностью в независи­мости нередко с трудом устанавливают близкие отношения с друзьями и коллегами, жертвуя социальными потребностями ради достижения успеха. Дефицит социальных контактов обусловливает высокую степень тревожности, озлобленность и одиноче­ство.

Лекарство от этой «болезни» — социальная поддержка в организации и за ее пределами, т. е. система поддерживающих видов деятельности, взаимодействий и от­ношений, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей работников. Вы­деляют четыре типа поддержки: инструментальную (поддержка задачи), информаци­онную, оценочную и эмоциональную.

Методы преодоления стрессов:

· разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

· не соглашаться на противоречивые требования ру­ководителя.

Методы, способствующие преодолению стрессово­го состояния работников:

· оценка способностей, потребностей и склоннос­тей для принятия решения о характере и объемах работы;

· при наличии аргументированного обоснования поз­вольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

· полномочия, ответственность и ожидаемый резуль­тат должны быть четко описаны. Необходимо ис­пользовать обратную связь для того, чтобы убе­диться в адекватном восприятии задания сотруд­ником;

· использование ситуационного подхода к лидер­ству;

· обеспечение надлежащего вознаграждения за эф­фективную работу;

· развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9228 — | 7817 — или читать все.

источник