Меню

Опросники по монотонии утомления стресса

Монотония. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс

Монотонными принято называть однообразные по содержа­нию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельно­сти особое функциональное состояние монотонии. Данное состо­яние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состояния характер­ны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формиру­ется уже в начале рабочего дня. Выделяют:

Сенсорную монотониюкак состояние субъекта труда возникающее в условиях сенсорной депривации, однообразия, бед­ности впечатлений.

сенсорная депривация[8]– продолжительное лишение сенсорных впечатлений, недостаточность внешних впечатлений, сенсорный голод. Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации приводит к нарушению психической деятельности, вызывает состояние апатии и депрессии.

Моторную монотонию, встречающуюся при выпол­нении работником повторяющихся трудовых действий и опера­ций. Монотонность труда легкой степени отмечается при длитель­ности операций 31 — 100 секунд; тяжелые формы моторной моно­тонии возможны при длительности повторяющихся операций 5 — 9 или 1 — 4 секунды.

Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен в 1920-е гг. Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размеще­ние наперстков в отверстия специального планшета и т. п. задания. В инструкции испытуемым рекомендовалось выполнять задание до тех пор, пока сохранится желание работать. Разрешалось пре­кратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за осо­бенностями динамики поведения, фиксировал высказывания ис­пытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору. В опы­тах исследовалась динамика процесса насыщения по отношению к квазипотребности, побуждавшей испытуемого выполнять задание. Как известно, К. Левин выделял биологически важные по­требности личности и квазипотребности как потребности искус­ственные, порожденные социальной жизнью. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией квази­потребности. Обнаружились типичные для большинства испыту­емых особенности, сопровождавшие процесс насыщения и пе­реход его в пресыщение данным видом занятия. Занятие воспри­нималось как искусственная задача, не имевшая общественного значения и смысла. Смыслом его наделял испытуемый, и этот разный смысл задания сказывался на результатах его действий. Большинство испытуемых варьировали способ выполнения за­дания, включали основное задание в качестве фона в процесс выполнения некоторой другой деятельности (при штриховке, на­пример, испытуемые напевали, насвистывали мелодии). В послед­нем случае тягостные переживания были менее острыми. Аффек­тивные негативные эмоции предшествовали окончанию работы.

А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процесса выполнения экспериментального задания не была главной при­чиной снижения продуктивности испытуемых, ошибок и вариа­ции их действий (по отношению к заданному образцу). Все дело было именно в снижении актуальной потребности выполнять эк­спериментальное задание, которое обозначалось как процесс «на­сыщения» (или психического пресыщения). Возможность продол­жения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевы­ми усилиями, или переосмыслением задания, изменением струк­туры выполняемого действия.

В исследовании участвовали несколько безработных, которым платили за их труд. В отличие от основной группы испытуемых безработные выполняли экспериментальные задания без призна­ков насыщения и пресыщения квазипотребности.

Экспериментальное задание моделировало виды реальной про­изводственной работы, представлявшей собой выполнение повто­ряющихся однообразных, простых по исполнению операций, ко­торые приводили к получению полуфабриката, часто неизвестно­го назначения. По причине непосредственного интереса к содер­жанию и результатам труда у работника (испытуемого) не могло быть. Такая работа воспринималась им как бесконечный, не про­двигающийся к концу бессмысленный процесс, имеющий вне­шний опосредованный смысл – заработную плату. Таким обра­зом, эксперимент моделировал психологическую природу разви­тия отчуждения субъекта труда от выполняемой деятельности и ее продукта, позволял понять истоки негативных проявлений пси­хического состояния монотонии.

В динамике продуктивности при таких видах труда может от­сутствовать период высокой устойчивой продуктивности, чаще обнаруживаются колебания продуктивности, отражающие всплески волевых усилий, необходимые работнику для «самоподстеги­вания». Состояние монотонии в труде отличается от состояния психического пресыщения. Хотя имеется и много общего, раз­личие заключается в том, что при монотонии исполнитель отда­ет себе отчет в том, что он занят трудом, что результат его дея­тельности нужен и оплачивается организатором компании, по­этому исполнитель заставляет себя продолжать работу (если он заинтересован в оплате).

Читайте также:  Могут ли родинки появиться от стресса

психическоЕ пресыщение[9]психическое состояние, возникающее в процессе однообразной деятельности и /или при длительном выполнении субъективно малосодержательной работы. Проявляется в неосознанном варьировании способов исполнения и оперциональной структуры действий, в потере интереса к работе (вплоть до полного отказа от нее), чувстве отвращения, желании переменить обстановку, аффективных срывах.

Состояние психического пресыщения развивается особенно остро в искусственных ситуациях, заведо­мо не связанных с настоящим трудом. При этом если выполне­ние задания не оплачивается, квазипотребность, питающая по­будительную мотивацию испытуемого, утрачивается особенно быстро и человек ищет и находит способ выйти из надоевшей экспериментальной ситуации. Профилактика психического пресыщения ведется с помощью обогащения содержания труда, рационального чередования рабочих нагрузок, учета индивидуальных особенностей при подборе и расстановке кадров.

Можно сформулировать пути преодоления монотонности труда в промышленно­сти:

• передача эргатических функций при производстве продукта крупными серия­ми от человека – машинам;

• избавление человека от рутинных по­вторяющихся операций, человек стано­вится не оператором-придатком машины, а оператором-технологом, наладчиком автоматической линии;

• снижение производственного утомле­ния, создание условий для работы «на­выком» вместо использования форм раз­вернутого сознательного контроля;

• смена видов трудовой нагрузки в те­чение смены;

• оптимизация трудовых мотивов;

• создание рабочего настроения, забота о безопасности работников, управление состоянием их внимания и бдительности;

• усложнение трудовых задач, предпо­лагающее повышение квалификации ра­ботников, рост их самоуважения, появ­ление интереса к содержанию труда, сво­им достижениям (но в пределах посиль­ных нагрузок);

• снижение нагрузки на эмоционально-волевую сферу;

• возможность общения работников в процессе труда;

• использование средств саморегуляции в управлении функциональным со стоянием работников;

• повышение общего уровня активации при афферентных воздействиях(холод, вкусовые воздействия и пр.);

• устранение явлений местного утомления и мышечной усталости;

• изменение структуры трудовых действий при включении монотонных операций как дополнительных в другие по смыслу действия при самовнушении.

В современной психологии труда профессиональным стрессом называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности.

Стрессораминазывают факторы, провоцирующие стрессовые состояния.

Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Селье[10], в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. Использование биологи­ческого понятия стресса в психологии привело к тому, что его первоначальное значение осталось за термином «физиологичес­кий стресс».

В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности[11]:

инфор­мационный стрессвозникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределнностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

эмоциональный стрессвозникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

коммуникативный стресссвязан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оператив­ной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для дан­ного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10295 — | 7959 — или читать все.

источник

Диагностика стресса

Диагностика стресса.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

Читайте также:  Как снять стресс у рыбки

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

  1. опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  2. методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
  3. шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  4. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  5. комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  6. тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
  7. методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

  1. опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
  2. шкала самооценки тревоги В. Цунга;
  3. шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  4. опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

  1. симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
  2. методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.

3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

  1. Гиссенский опросник;
  2. шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
  3. шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

  1. «Опросник суицидального риска»;
  2. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
  3. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
  4. опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

4. Диагностика профессиональных стрессоров.

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

  1. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
  2. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  3. опросник «Причины деятельностного стресса»;
  4. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
  5. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
  6. оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

  1. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
  2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  3. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
Читайте также:  Индивидуальные различия реагирования на стресс

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

  1. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
  2. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
  3. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

  1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
  2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
  3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

  1. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
  2. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
  3. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
  4. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
  5. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

источник