Меню

Опросник психологической устойчивости к стрессу распопин

Опросник психологической устойчивости к стрессу распопин

При разработке данной методики мы исходили из того, что стрессоустойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость личности может быть выше или ниже. При этом общий уровень устойчивости к стрессу определяется интегративной оценкой сопротивляемости к данной совокупности источников стресса [4].

Методика разрабатывалась в соответствии со стандартом, общей схемой процесса разработки и проверки психометрических данных психодиагностических методик [2; 5].

Целью методики является исследование устойчивости к стрессу и его источникам.

Все процедуры, связанные с разработкой методики, проводились на студентах вузов гуманитарных специальностей. Соответственно контингентом испытуемых являются студенты вузов гуманитарных специальностей. Область применения методики — проведение прикладных исследований и психокоррекция стрессоустойчивости студентов.

По утверждению теоретической модели методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов [7; 8]. Данная оценка является стрессогенной. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и характеристики окружающего мира [6]. Если им дается стрессогенная оценка, то возникает стресс, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной (толерантной или позитивной) оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира в целом.

Содержание методики представлено оценочными суждениями испытуемого по отношению к себе, другим людям и окружающему миру в целом. В свою очередь феномен стрессоустойчивости в методике рассматривается через стрессогенную — нестрессогенную оценку испытуемым себя, других людей и окружающего мира.

Количество шкал

1. Шкала «Я сам» (стрессогенная — нестрессогенная оценка собственной личности).

2. Шкала «Другие люди» (стрессогенная — нестрессогенная оценка других людей).

3. Шкала «Мир вокруг» (стрессогенная — нестрессогенная оценка окружающего мира).

0. Общая шкала (общий уровень устойчивости к стрессу).

Формат пунктов: 5-балльные биполярные вербально-числовые шкалы Лайкерта.

Формулирование пунктов методики заключалось в подборе противоположных по значению пар слов, отражающих стрессогенную — нестрессогенную оценку изучаемых переменных. Для каждой шкалы было сформулировано по 36 таких пар таких слов.

Отбор пунктов проводился на выборке из 100 испытуемых путем изучения корреляции каждого пункта с общим баллом по шкалам. Были отсеяны те пункты, которые показали низкую или отрицательную корреляцию с общим баллом. В итоге для каждой шкалы было отобрано по 14 пунктов, из которых затем была осуществлена сборка теста.

Проверка внутренней согласованности и дискриминативности шкал осуществлялась на выборке из 100 испытуемых. Оценка внутренней согласованности осуществлялась при помощи обобщенной формулы Спирмена-Брауна или стандартизированной оценки альфы, оценка дискриминативности — с помощью коэффициента Фергюсона [2; 5].

Коэффициенты внутренней согласованности составили: 0,87 для шкалы «Я сам», 0,89 для шкалы «Другие люди», 0,88 для шкалы «Мир вокруг» и 0,94 для общей шкалы. Коэффициенты дискриминативности для каждой из шкал составили 0,98. Коэффициенты согласованности шкал с общим результатом по тесту составили: 0,72 для шкалы «Я сам», 0,83 для шкалы «Другие люди» и 0,83 для шкалы «Мир вокруг».

Надежность методики, как уже было отмечено выше, изучалась на выборке из 100 испытуемых методом оценки внутренней согласованности.

Валидность методики изучалась путем оценки связей ее результатов с данными других методик по Пирсону на выборке из 150 испытуемых (таблица 1).

Таблица 1 — Корреляции между шкалами устойчивости к стрессу и другими методиками

Шкалы устойчивости к стрессу

источник

Какова ваша устойчивость к стрессу?

Содержащиеся в анкете симптомы стресса могут послужить предупреждением, особенно если они проявляются у вас довольно часто. Отметьте одну из трех соответствующих колонок галочкой.

Часто/
сильно
Редко/
иногда
Нет/
никогда
1. У меня слишком высокое кровяное давление 2 1
2. У меня бывают приступы тошноты 2 1
3. Я боюсь заболеть 2 1
4. Я чувствую себя беспомощным 2
5. У меня бывают кошмары 2 1
6. У меня дрожат ноги/руки 2 1
7. Я часто просыпаюсь 2
8. Мои кисти/стопы холодные 2 1
9. Я не могу правильно дышать 2 1
10. Я чувствую слабость 2 1
11. У меня потные руки/лоб 2
12. У меня боли в шее 2 1
13. Я не могу сосредоточиться 2
14. У меня нарушено пищеварение 2 1
15. Я страдаю низким кровяным давлением 2 1
16. Я раздражителен в личной жизни 2 1
17. Я раздражителен на работе 2 1
18. У меня бывают приступы мигрени 2 1
19. Я испытываю внутренне беспокойство 2 1
20. Я страдаю от болей в желудке 2 2
21. Мне постоянно хочется спать 2 1
22. Мое сердце бешено стучит или прерывисто бьется 2 2
23. У меня словно ком застревает в горле 2 2
24. Я чувствую стеснение в груди 2 2
25. Я нервозен 2 1
26. Меня бросает в жар 2 1
27. Слезы душат меня 2 2
28. У меня бывают головные боли 2 1
29. Бывают спазмы определенных групп мышц 2 1
30. Меня одолевают страхи 2 2
31. У меня бывают головокружения 2 1
32. У меня болит спина и поясница 2 1
33. Я не могу уснуть 2 1
34. Присовокупите сюда дополнительно все те проблемы, которые гнетут вас в настоящее время на работе и дома

Обработка результатов:

  1. Подсчитайте очки во всех пунктах, где у вас есть отметки галочкой.
  2. Оцените каждую проблему по трехбалльной шкале в зависимости от тяжести ее воздействия на вас:
    • незначительно – один балл;
    • средне – два балла;
    • сильно – три балла.
  3. Добавьте полученные баллы к сумме очков пункта 1.

Оценка:

От 0 до 12 баллов. Вы можете радоваться своей относительно здоровой стрессовой устойчивости. Если вы в данный момент прибегнете к мерам по преодолению стресса, то они, в первую очередь, будут иметь для вас профилактическое значение. Вы можете ожидать, что ваши недомогания, если они вообще есть, постепенно пойдут на убыль или вовсе исчезнут.

Читайте также:  Какой может быть диагноз при стрессе

От 13 до 27 баллов. У вас уже проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений. Вам необходимо как можно скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса. Уже через несколько недель в вашем состоянии наступит заметное улучшение благодаря ослаблению стрессовых симптомов или их снятию, а также повысится работоспособность.

От 28 баллов и выше. Вы глубоко увязли в замкнутом круге чрезмерных напряжений, чувствительных нагрузок и заметного расстройства здоровья. Вы должны предпринять какие-то целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы тем самым вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

Готвальд Ф.-Т., Ховальд В.
Аюрведа в бизнесе: Система оздоровления личности, рабочего места и предприятия
Пер. с нем. – М., 2000. с. 163-167

источник

Диагностика устойчивости к стрессу: что такое стресс и способы определения стрессоустойчивости

Самое главное условие полноценной жизнедеятельности – крепкое здоровье, как физическое, так и психическое. На работоспособность влияет множество факторов, среди которых выделяется психоустойчивость к стрессовым моментам. Для ее определения используется диагностика устойчивости к стрессу.

Что такое стресс?

Любой процесс адаптации человека неотрывно связан с такими понятиями, как стресс и эмоциональное напряжение. Основоположником учения о стрессах является знаменитый психолог Ганс Селье, он определил стресс как реакцию организма на раздражители, которая состоит из определенных стадий.

  1. Тревожное состояние. Это первая непосредственная реакция на раздражители.
  2. Стадия резистентности. Это попытка организма адаптироваться к изменениям.
  3. Истощение. Эта последняя стадия стресса, которая означает нарушение процесса адаптации.

Диагностика стресса

Психический стресс можно распознать по определенным признакам. Напряженное состояние вызывается взаимодействием организма с окружающей средой.

Порой, оказываемое влияние очень сильное и организм не справляется с нагрузкой. Это приводит к нарушению адаптивной реакции, что влечет к изменениям в эндокринной системе человека.

Если человек сам не справляется с ситуацией, ему требуется помощь психолога, который может провести тренинг на стрессоустойчивость и указать методики, помогающие повысить адаптивные способности.

Причины и этапы проявления стресса

Стресс возникает от ощущения какой-либо угрозы, часто неопределенной, при этом восприятие это чисто субъективное. Поэтому в большей степени появление стрессового состояния и степень его сложности зависит от особенностей личности. Идентичные условия разные люди могут воспринимать по-разному.

Тревога в данном случае является важным элементом стрессоустойчивости, она охраняет и мотивирует организм на защиту. При ее возникновении усиливаются поведенческие реакции, включается механизм адаптации. Существуют несколько элементов тревожного ряда, который представляет собой вхождение в стрессовую ситуацию.

Начинается все с внутреннего ощущения напряженности, которое создает психологический дискомфорт, затем, по мере нарастания, тревога переходит в страх, а заканчивается реакция тревожно-боязливым возбуждением.

Важно определить уровень стрессоустойчивости человека. Для этого применяется методика определения стресса и стрессоустойчивости. Формирование психологической устойчивости к стрессам – основополагающий этап социальной стабильности. Нагрузки с каждым днем становятся все больше, это приводит к повышению эмоционального напряжения.

Определение уровня стресса и устойчивости к нему

Диагностика стрессоустойчивости производится на этапе определения социальной адаптации личности. Суть этого процесса состоит в том, что определяются психофизические нагрузки, которые человек способен переносить без урона для своего организма, здоровья. Проблема состоит в том, что стрессоустойчивость в психологии плохо поддается корректировке, поскольку реакция на стресс у каждого индивидуальная.

В данном случае проще и эффективнее контролировать и менять источники стресса и поведение после его воздействия.

Социальная адаптация играет важную роль, она показывает возможности активного приспособления индивидуума к окружению. Большое значение имеет адаптационный потенциал, который являет собой скрытые возможности человека приспосабливаться к новым и изменяющимся условиям. Он в свою очередь связан с адаптивной подготовкой – потенциалом человека, который накапливается со временем.

Адаптивный потенциал снижается в процессе воздействия на человека различных негативных факторов социального окружения, стрессогенных событий, трудностей, болезней, длительного нахождения в экстремальных условиях, угрожающих здоровью и жизни. Снижение адаптационного потенциала приводит к дезадаптации человека. Это является прямой причиной возникновения заболеваний.

Американскими учеными были проведены исследования, они показали, что любое стрессогенное событие в жизни человека оказывает влияние на его здоровье тем или иным образом. Это касается и значимых событий в жизни человека. На их основании доктора составили тест, по которому можно определить какое количество баллов «стоит» каждое событие, происходящее в жизни человека. Баллы присвоены в зависимости от уровня воздействия каждого события на здоровья, его стрессогенности.

Методика определения стрессоустойчивости позволяет установить степень адаптации конкретного индивидуума. Для применения этой таблицы стоит перечислить все события, произошедшие за последний год жизни, которые так или иначе повлияли на человека. Если событие повторялось не единожды, количество баллов, присвоенных фактору, следует умножить на количество повторов.

  • Смерть близких набирает максимальное количество — 100 баллов
  • Расторжение брака – 73
  • Разрыв отношений, размолвка – 65
  • Тюрьма – 63 балла
  • Смерть родственника – 63
  • Заболевание, травма – 53
  • Бракосочетание – 50
  • Уход с работы – 47
  • Примирение с любимым человеком – 45
  • Уход на пенсию – 45
  • Заболевание близкого человека – 44
  • Ожидание ребенка (для мужчины) – 40
  • Размолвки и недопонимание с противоположным полом – 39
  • Появление нового члена семьи – 39
  • Изменения на работе – 39
  • Увеличение или снижение зарплаты – 38
  • Уход из жизни друга – 37
  • Смена места или профиля деятельности – 36
  • Увеличение конфликтных ситуаций в семье – 35
  • Большие кредиты, займы, ипотеки– 31
  • Окончание кредитных договоров, появление новых долгов – 30
  • Карьерный рост – 29
  • Дети уезжают (съезжают), чтобы жить отдельно – 29
  • Напряженные отношения с родственниками со стороны супруга (супруги) – 29
  • Отличающееся достижения в личном плане – 28
  • Смена рабочего статуса члена семьи (супруги, супруга) – 26
  • Поступление на учебу в учебное заведение, окончание учебы – 26
  • Изменение привычных условий проживания – 25
  • Смена привычек, кардинальное изменение стереотипов поведения – 24
  • Конфликтные события на работе, в том числе с руководством – 23
  • Изменение рабочего графика, количества рабочего времени – 20
  • Переезд – 20
  • Перевод в другое учебное заведение – 20
  • Новые привычки, хобби, места отдыха – 19
  • Смена вероисповедания – 19
  • Смена социального положения – 18
  • Кредит для приобретения бытовой техники и иных некрупных вещей – 17
  • Нарушения сна – 16
  • Изменение в общении с близкими людьми, родственниками, начало совместного проживания – 15
  • Изменение питания (привычного режима, рациона, диеты и переход на другую пищу) – 15
  • Уход в отпуск – 13
  • Значимые праздники для человека, семьи, общества – 12
  • Мелкие правонарушения, повлекшие штрафные санкции – 11
Читайте также:  Может ли повышаться соэ при стрессе

На основании полученных результатов определяется уровень сопротивляемости стрессу.

Если человек набрал менее 150 баллов, то его сопротивляемость к стрессогенным факторам большая, показатель 150-200 баллов показывает высокие возможности стрессоустойчивости, 201-300 баллов – пороговая степень. Если количество баллов превышает 300, следует бить тревогу, поскольку человек находится под воздействием большого количества стрессогенных факторов. Эта ситуация говорит о том, что необходимо срочно предпринимать усилия для ликвидации стресса. В противном случае возможно появление психосоматического заболевания на фоне нервного истощения.

Для улучшения психического здоровья необходимо минимизировать конфликты мотивов, убрать сомнения, которые мешают развитию личности и повышают неуверенность в себе. Важно изучать особенности своей психики, совершенствоваться самим и улучшать взаимодействие с окружающим миром. Это позволит с меньшими потерями переносить стрессовые ситуации.

источник

Тест диагностики уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) отражает риск дезадаптации личности в условиях стресса.

Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе и стрессоустойчивости.

Методика представляет собой опросник, состоящий из 84-х утверждений.

Испытуемым предлагается прочесть утверждение и дать дайте ответ «да» или «нет».

Методика имеет обратную шкалу — чем большее число баллов показывают испытуемые, тем больше выражена нервно-психическая неустойчивость, т.е. тем менее они стрессоустойчивы.

Инструкция к тесту диагностики стрессоустойчивости

Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

Текст психодиагностической методики определения уровня нервно-психической устойчивости

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

13. Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен — я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

Читайте также:  Как научиться избегать стрессов и быть в хорошем настроении

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно — они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный, легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Обработка результатов теста

Шкала искренности ответов:

– «да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Шкала нервно-психической устойчивости (стрессоустойчивости):

Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов:

– «да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

– «нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Интерпретация результатов теста определения уровня нервно-психической устойчивости

Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»:

  • 29 и более – низкий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога).
  • 14-28 — средний уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности).
  • 13 и менее – высокий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы маловероятны).

Важно! Шкала теста определения уровня нервно-психической устойчивости имеет обратный характер, то есть, чем выше численное значение, тем ниже нервно-психическая устойчивость и стрессоустойчивость.

Результаты тестирования (сырые баллы) можно перевести в 10-бальную шкалу, используя следующую таблицу:

источник