Меню

Опросник психологической устойчивости к стрессу опус

Диагностика устойчивости к стрессу: что такое стресс и способы определения стрессоустойчивости

Самое главное условие полноценной жизнедеятельности – крепкое здоровье, как физическое, так и психическое. На работоспособность влияет множество факторов, среди которых выделяется психоустойчивость к стрессовым моментам. Для ее определения используется диагностика устойчивости к стрессу.

Что такое стресс?

Любой процесс адаптации человека неотрывно связан с такими понятиями, как стресс и эмоциональное напряжение. Основоположником учения о стрессах является знаменитый психолог Ганс Селье, он определил стресс как реакцию организма на раздражители, которая состоит из определенных стадий.

  1. Тревожное состояние. Это первая непосредственная реакция на раздражители.
  2. Стадия резистентности. Это попытка организма адаптироваться к изменениям.
  3. Истощение. Эта последняя стадия стресса, которая означает нарушение процесса адаптации.

Диагностика стресса

Психический стресс можно распознать по определенным признакам. Напряженное состояние вызывается взаимодействием организма с окружающей средой.

Порой, оказываемое влияние очень сильное и организм не справляется с нагрузкой. Это приводит к нарушению адаптивной реакции, что влечет к изменениям в эндокринной системе человека.

Если человек сам не справляется с ситуацией, ему требуется помощь психолога, который может провести тренинг на стрессоустойчивость и указать методики, помогающие повысить адаптивные способности.

Причины и этапы проявления стресса

Стресс возникает от ощущения какой-либо угрозы, часто неопределенной, при этом восприятие это чисто субъективное. Поэтому в большей степени появление стрессового состояния и степень его сложности зависит от особенностей личности. Идентичные условия разные люди могут воспринимать по-разному.

Тревога в данном случае является важным элементом стрессоустойчивости, она охраняет и мотивирует организм на защиту. При ее возникновении усиливаются поведенческие реакции, включается механизм адаптации. Существуют несколько элементов тревожного ряда, который представляет собой вхождение в стрессовую ситуацию.

Начинается все с внутреннего ощущения напряженности, которое создает психологический дискомфорт, затем, по мере нарастания, тревога переходит в страх, а заканчивается реакция тревожно-боязливым возбуждением.

Важно определить уровень стрессоустойчивости человека. Для этого применяется методика определения стресса и стрессоустойчивости. Формирование психологической устойчивости к стрессам – основополагающий этап социальной стабильности. Нагрузки с каждым днем становятся все больше, это приводит к повышению эмоционального напряжения.

Определение уровня стресса и устойчивости к нему

Диагностика стрессоустойчивости производится на этапе определения социальной адаптации личности. Суть этого процесса состоит в том, что определяются психофизические нагрузки, которые человек способен переносить без урона для своего организма, здоровья. Проблема состоит в том, что стрессоустойчивость в психологии плохо поддается корректировке, поскольку реакция на стресс у каждого индивидуальная.

В данном случае проще и эффективнее контролировать и менять источники стресса и поведение после его воздействия.

Социальная адаптация играет важную роль, она показывает возможности активного приспособления индивидуума к окружению. Большое значение имеет адаптационный потенциал, который являет собой скрытые возможности человека приспосабливаться к новым и изменяющимся условиям. Он в свою очередь связан с адаптивной подготовкой – потенциалом человека, который накапливается со временем.

Адаптивный потенциал снижается в процессе воздействия на человека различных негативных факторов социального окружения, стрессогенных событий, трудностей, болезней, длительного нахождения в экстремальных условиях, угрожающих здоровью и жизни. Снижение адаптационного потенциала приводит к дезадаптации человека. Это является прямой причиной возникновения заболеваний.

Американскими учеными были проведены исследования, они показали, что любое стрессогенное событие в жизни человека оказывает влияние на его здоровье тем или иным образом. Это касается и значимых событий в жизни человека. На их основании доктора составили тест, по которому можно определить какое количество баллов «стоит» каждое событие, происходящее в жизни человека. Баллы присвоены в зависимости от уровня воздействия каждого события на здоровья, его стрессогенности.

Методика определения стрессоустойчивости позволяет установить степень адаптации конкретного индивидуума. Для применения этой таблицы стоит перечислить все события, произошедшие за последний год жизни, которые так или иначе повлияли на человека. Если событие повторялось не единожды, количество баллов, присвоенных фактору, следует умножить на количество повторов.

  • Смерть близких набирает максимальное количество — 100 баллов
  • Расторжение брака – 73
  • Разрыв отношений, размолвка – 65
  • Тюрьма – 63 балла
  • Смерть родственника – 63
  • Заболевание, травма – 53
  • Бракосочетание – 50
  • Уход с работы – 47
  • Примирение с любимым человеком – 45
  • Уход на пенсию – 45
  • Заболевание близкого человека – 44
  • Ожидание ребенка (для мужчины) – 40
  • Размолвки и недопонимание с противоположным полом – 39
  • Появление нового члена семьи – 39
  • Изменения на работе – 39
  • Увеличение или снижение зарплаты – 38
  • Уход из жизни друга – 37
  • Смена места или профиля деятельности – 36
  • Увеличение конфликтных ситуаций в семье – 35
  • Большие кредиты, займы, ипотеки– 31
  • Окончание кредитных договоров, появление новых долгов – 30
  • Карьерный рост – 29
  • Дети уезжают (съезжают), чтобы жить отдельно – 29
  • Напряженные отношения с родственниками со стороны супруга (супруги) – 29
  • Отличающееся достижения в личном плане – 28
  • Смена рабочего статуса члена семьи (супруги, супруга) – 26
  • Поступление на учебу в учебное заведение, окончание учебы – 26
  • Изменение привычных условий проживания – 25
  • Смена привычек, кардинальное изменение стереотипов поведения – 24
  • Конфликтные события на работе, в том числе с руководством – 23
  • Изменение рабочего графика, количества рабочего времени – 20
  • Переезд – 20
  • Перевод в другое учебное заведение – 20
  • Новые привычки, хобби, места отдыха – 19
  • Смена вероисповедания – 19
  • Смена социального положения – 18
  • Кредит для приобретения бытовой техники и иных некрупных вещей – 17
  • Нарушения сна – 16
  • Изменение в общении с близкими людьми, родственниками, начало совместного проживания – 15
  • Изменение питания (привычного режима, рациона, диеты и переход на другую пищу) – 15
  • Уход в отпуск – 13
  • Значимые праздники для человека, семьи, общества – 12
  • Мелкие правонарушения, повлекшие штрафные санкции – 11
Читайте также:  Язвы на коже от стресса

На основании полученных результатов определяется уровень сопротивляемости стрессу.

Если человек набрал менее 150 баллов, то его сопротивляемость к стрессогенным факторам большая, показатель 150-200 баллов показывает высокие возможности стрессоустойчивости, 201-300 баллов – пороговая степень. Если количество баллов превышает 300, следует бить тревогу, поскольку человек находится под воздействием большого количества стрессогенных факторов. Эта ситуация говорит о том, что необходимо срочно предпринимать усилия для ликвидации стресса. В противном случае возможно появление психосоматического заболевания на фоне нервного истощения.

Для улучшения психического здоровья необходимо минимизировать конфликты мотивов, убрать сомнения, которые мешают развитию личности и повышают неуверенность в себе. Важно изучать особенности своей психики, совершенствоваться самим и улучшать взаимодействие с окружающим миром. Это позволит с меньшими потерями переносить стрессовые ситуации.

источник

Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Стрессоустойчивость — это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Тест-опросник на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге:

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Тестовый материал.

Жизненные события

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

Смерть близкого члена семьи.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

Изменение финансового положения.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

Сын или дочь покидают дом.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

Выдающееся личное достижение, успех.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

Начало или окончание обучениям учебном заведении.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

Проблемы с начальством, конфликты.

Изменение условий или часов работы.

Перемена места жительства.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

Изменение социальной активности.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

Обработка проводится в форме сложения баллов событий, которые присутствовали в жизни тестируемого за последний год

Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу

Интерпретация.

Большая степень сопротивляемости стрессу.
Вы выявляете очень высокую степень стрессоустойчивости.
Для Вас характерна минимальная степень стрессовой нагрузки.
Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер.
Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Читайте также:  Стресс и насилие на работе

Высокая степень сопротивляемости стрессу
Вы выявляете высокую степень стрессоустойчивости.
Ваши энергию и ресурсы Вы не тратите на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая Ваша деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее.
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса
Для Вас характерна средняя степень стрессовой нагрузки.
Ваша стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в Вашей жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер.
Верующий человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Низкая степень сопротивляемости стресса
Для Вас характерна высокая степень стрессовой нагрузки.
Вы выявляете низкую степень стрессоустойчивости (ранимость).
Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
Большое количество баллов (больше 300) – это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.
Если сумма баллов свыше 300, то вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

источник

Опросник психологической устойчивости к стрессу опус

Основной предпосылкой к проведению исследования послужило положение о том, что стрессоустойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость и сопротивляемость личности может быть выше или ниже [4]. Связано это с тем, что не любые потенциально стрессогенные события вызывают стресс, а только те из них, которые на основании субъективной оценки интерпретируются как релевантные стрессу [6; 7]. Следуя этой позиции, мы можем предположить, что разные группы испытуемых будут обнаруживать разную степень устойчивости и сопротивляемости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса.

Целью данного исследования является изучение индивидуальных различий к различным источникам стресса.

Материал и методы исследования

С целью проверки выдвинутого предположения нами была разработана методика, предназначенная для исследования устойчивости к различным источникам стресса и к стрессу в целом. В соответствии с теоретической моделью методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов [6; 7]. Данная оценка является стрессогенной. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и окружающий мир в целом [5]. Если им дается стрессогенная оценка, то развивается состояние стресса, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной (толерантной или позитивной) оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира.

Методика содержит следующие шкалы.

1. Шкала «Я сам»: содержит характеристики и параметры для самооценки испытуемым особенностей собственной личности на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.

2. Шкала «Другие люди»: содержит характеристики и параметры для оценки испытуемым особенностей поведения окружающих людей на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.

3. Шкала «Мир вокруг»: содержит характеристики и параметры для оценки испытуемым особенностей окружающего мира в целом на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.

0. Общая шкала. Отражает общий уровень устойчивости к источникам стресса.

Методика позволяет исследовать, по отношению к каким источникам стресса у испытуемых устойчивость выше или ниже, и на основании обобщенной устойчивости к различным источникам стресса сделать вывод об общем уровне стрессоустойчивости.

Также были использованы личностные и ситуативные тесты, предназначенные для изучения стрессоустойчивости личности и определения источников стресса в жизни испытуемых.

К первой группе методик относятся фактор C (эмоциональная устойчивость — неустойчивость) и фактор H (стрессоустойчивость — неустойчивость поведения в стрессовых ситуациях) опросника 16PF (версия А) [1].

Вторая группа методик представлена шкалой удовлетворенности условиями жизни и шкалой удовлетворенности основных жизненных потребностей [2]. Данные шкалы оценивают, насколько человек удовлетворен различными сторонами и потребностями своей жизни (дом, семья, работа, материальное благополучие и т.п.). Те стороны жизни, которыми человек не удовлетворен, вызывают психоэмоциональное напряжение и являются для него источником стресса.

Исследование проводилось на студентах вуза гуманитарных специальностей, общее количество испытуемых — 150 человек.

Исследование различий проводилось по следующим параметрам.

  1. Возрастные и гендерные характеристики студентов. Были выделены две возрастные группы: юношеский возраст и период ранней зрелости. В группу студентов юношеского возраста вошли 69 испытуемых, в группу студентов периода ранней зрелости — 81 испытуемый. По гендерному признаку сравнивались 30 мужчин и 120 женщин.
  2. Формы обучения. Изучались различия устойчивости к источникам стресса между студентами очной и заочной формы обучения, а также между студентами, обучающимися в государственном и в негосударственном вузе. На дневном отделении обучаются 93 студента, на заочном отделении — 57 студентов. В государственном вузе обучается 41 студент, в негосударственном вузе — 109 студентов.
  3. Специальности, по которым проходят обучение студенты. По данному параметру сравнивались три группы студентов. Первая группа — студенты, обучающиеся по специальности «Психология» (61 человек). Вторая группа — студенты, обучающиеся по специальности «Реклама» (40 человек). Третья группа — студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом» (49 человек).
Читайте также:  Влияние стресса на здоровье и продуктивность сельскохозяйственных животных

Различия между группами изучались с помощью t-критерия Стьюдента для несвязных выборок [3].

Результаты исследования

Сравнительный анализ не выявил значимых различий по шкалам разработанной в рамках исследования методики между мужчинами и женщинами, между юношеским возрастом и периодом ранней зрелости. Таким образом, устойчивость к источникам стресса не имеет различий по полу и возрасту в рамках рассмотренных возрастных периодов.

Студенты заочной формы обучения выявили более высокие показатели по шкалам «Я сам» (t = 2,33 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 3,12 при p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 3,32 при p ≤ 0,01), чем студенты дневной формы обучения.

Студенты, обучающиеся в государственном вузе, имеют более высокую стрессоустойчивость по шкале «Мир вокруг» (t = 2,63 при p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 2,7 при p ≤ 0,01), чем студенты из негосударственного вуза.

Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», выявили более высокие значения по шкалам «Я сам» (t = 2,56 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 1,99 при p ≤ 0,05) и по общей шкале (t = 2,09 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».

Студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», выявили более высокие значения по шкалам «Другие люди» (t = 2,24 при p ≤ 0,05) и по общей шкале (t = 2,45 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Психология».

Наконец, студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», показали более высокие значения по шкалам «Я сам» (t = 3,85 при p ≤ 0,01), «Другие люди» (t = 2,51 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 3,59 при p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 4,09 при p ≤ 0,01), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».

Таким образом, разные группы испытуемых обнаруживают разную степень устойчивости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса.

При интерпретации полученных результатов мы предположили, что выявленные различия могут быть обусловлены либо уровнем развития свойств и качеств личности, либо степенью удовлетворенности имеющимися условиями жизни и основными жизненными потребностями, т.е. личностными либо ситуативными переменными.

С целью проверки этого предположения мы провели сравнительный анализ личностных характеристик (по факторам C и H опросника 16PF) и ситуативных характеристик (по шкалам удовлетворенности жизненными условиями жизни и удовлетворенности основных жизненных потребностей) между группами испытуемых, обнаруживших различия устойчивости к источникам стресса.

Между испытуемыми с разной устойчивостью к источникам стресса статистически значимых различий по параметрам удовлетворенности условиями жизни и удовлетворенности основных жизненных потребностей жизни не обнаружено.

Напротив, те испытуемые, которые показали более высокую устойчивость к различным источникам стресса, также обнаружили и более высокие показатели развития определенных свойств и качеств личности. В данном случае к этим свойствам относятся эмоциональная устойчивость (фактор C опросника 16PF) и устойчивость поведения в стрессовых ситуациях (фактор H опросника 16PF).

Так, студенты-заочники показали более высокие показатели по фактору C (t = 2,48 при p ≤ 0,05) и по фактору H (t = 2,74 при p ≤ 0,01), чем студенты очной формы обучения.

Студенты, обучающиеся в государственном вузе, имеют более высокие показатели по фактору C (t = 2,05 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся в негосударственном вузе.

Студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», обнаружили более высокие показатели по фактору C (t = 3,35 при p ≤ 0,01) и по фактору H (t = 2,37 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».

Наконец, студенты, обучающиеся по специальности «Психология», выявили тенденцию к более высоким показателям по фактору C, чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама» (t = 1,76 при p ≤ 0,1), а студенты, обучающиеся по специальности «управление персоналом», выявили тенденцию к более высоким показателям по данному фактору, чем студенты-психологи (t = 1,84 при p ≤ 0,1).

  1. Проведенное исследование показало, что разные группы испытуемых обнаруживают разную степень устойчивости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса, что в целом подтверждает гипотезу нашего исследования.
  2. Индивидуальные различия устойчивости к различным источникам стресса определяются свойствами личности, присущими лицам с высокой устойчивостью к стрессу. В рамках данной работы в числе этих свойств можно выделить эмоциональную устойчивость и устойчивость поведения в стрессовых ситуациях.
  • Бусыгина И.С., д.психол.н., доцент, заведующая кафедрой управления персоналом НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.
  • Зотова О.Ю., д.психол.н., доцент, заместитель декана по развитию факультета социальной психологии НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.

источник