Меню

Определение стресса и его структура

Понятие «стресс». Виды стресса. Стадии развития стресса. Постстрессовый синдром

Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

— Интенсифицировать соматические возможности человека,

— Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

— Резко изменить психологические установки.

Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Г. Селье выделил две разновидности стресса:

1. Физиологический (эустресс).

2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

— Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

— Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Структура стресса: его составляющие и фазы развития

В настоящее время термин «стресс» употребляют весьма вольно.

Разные исследователи определяли стресс по-разному. Некоторые говорили, что стресс — это стимул, другие — что это реакция, остальные же утверждали, что это — целый спектр взаимодействия разных факторов.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Структура стресса представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура стресса

Во многом развитие стресса обусловлено природой стрессора.

Стрессор — это стимул, который может запустить в действие систему реакций человека, направленных на адаптацию.

Различные психологические и социальные характеристики стрессора, его качественные и количественные особенности, отношение к личности и многое другое, не могут не учитываться при анализе механизмов стресса.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

Природа стрессора, как правило, определяет терминологическую характеристику стресса (эмоционального, физического, интеллектуального и др.). В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных вида стресса, которые представлены в таблице 4.

Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам обусловлена как генетическими, так и индивидуально-личностными качествами. Что касается специфичности и неспецифичности ответов при действии разных стрессоров, всякий стимул, вызывающий адаптационные реакции организма, обладает специфическими и неспецифическими действиями.

Типичные эмоциональные стрессовые реакции — это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

Виды стресса
Физиологический Психологический
Информационный Эмоциональный
Вызывается физическими стимулами — жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности.

Стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

На рисунке 4 отражены стрессовые реакции.

эмоциональные
физиологические
поведенческие

Рисунок 4 – Стрессовые реакции

Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция, заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения и др.

Г. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.

Мы будем определять стресс как комбинацию стрессора и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность.

Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные эмоциональные реакции — эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс. Таким образом, благодаря такому разделению под эти понятия попадают почти все физиологические явления, в том числе и сон.

Существует закономерность протекания стрессовой реакции во времени: еще Селье выделил три фазы в развитии стресса.

Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма.

Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

Кратковременные стрессоры — это повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости), которые требуют минуты для адаптации.

К продолжительным стрессорам относятся критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры.

Хронические стрессоры долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).

Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:

1 Стресс может являться причинойвозникновения (необходимой и достаточной) психических расстройств. Например, это реакция патологического горя или посттравматическое стрессовое расстройство.

2 Стресс может стать провокатором, триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении). Принципиальное отличие этой ситуации от предыдущего случая заключается в том, что у человека и до стресса имелась предрасположенность к развитию психического заболевания, но оно могло бы и не развиться.

3 Стресс может усугублятьуже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения).

4В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений.

Кроме характеристик стрессового события на особенности развития стрессовой реакции в каждом конкретном случае влияет множество самых разнообразных факторов: это и интерпретация стрессового события человеком, и его прошлый опыт, и, наконец, его личностные особенности.

Таким образом, история изучения стресса началась с Ганса Селье, которые сформулировал понятие «общий адаптационный синдром».

Селье и его последователи считали, что ответная физиологическая реакция на стрессовые воздействия представляет собой универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинакова как для человека, так и для животных.

Однако по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.

На особенности стрессовой реакции влияют личностные особенности человека: они могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, определяя её тип, интенсивность и длительность.

Вопросы для самопроверки

1 Что понимается под конфликтом?

2 Назовите формулу конфликта.

3 Какие вы знаете стили конфликтного поведения?

4 Назовите методы управления конфликтами.

5 Что понимается под стрессом?

6 Определите структуру стресса.

7 Назовите фазы развития стресса.

8 Что такое эскалация конфликта?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Виды стресса в психологии: стадии, понятия

Понятие «стресс» в последние десятилетия очень прочно вошло в обиход. Сам термин обозначает эмоциональную дисфункцию и напряжение, которые всегда сопровождаются негативным настроением. Пришел он к нам из средневековой Англии, где «distress» обозначал горе или нужду.

Стресс – это способность организма подстраиваться под изменившиеся условия жизни. В современном ритме жизни условия меняются не только каждый день, но и каждый час. Поэтому можно с уверенностью говорить, что стрессовые ситуации стали обыденным делом.

Под стрессом мы понимаем чувство неудовлетворенности, горечь утраты или же сезонную хандру, но несмотря на общие признаки это явление имеет несколько видов, подвидов, стадий развития и фаз. Рассмотрим их подробнее.

Три стадии стресса

Г. Селье, канадский исследователь и врач, выяснил, что каждый организм имеет одинаковую реакцию на стресс, на основе этой закономерности он разбил весь процесс на 3 фазы:

  1. Тревожная реакция, при которой мобилизуются все защитные функции организма. Организм подстраивается под новые условия существования. Благодаря функциональной собранности органов и жизненно важных систем усиливаются такие чувства, как память, внимание, осязание, восприятие. Стадия мобилизации характеризуется тем, что при стрессе повышается степень мышления, находятся варианты решения проблемы, и человек справляется с появившейся нагрузкой. Стадия тревоги.
  2. Сопротивляемость дисбалансу, когда организм адаптируется к изменениям, и нормализуются все параметры, вышедшие из под контроля на 1 стадии. Индивидуум привыкает к новой атмосфере, но если организму трудно быстро приспособиться, а сопротивление продолжается значительно долго, наступает последняя фаза стресса. Стадия сопротивления.
  3. Истощение наступает после неудачных попыток адаптации, когда теряются физические силы, а психическое состояние начинает давать сбои. Данная фаза делится на 2 этапа.

Стадии стресса по Селье наглядно

Стадия истощения при стрессе проходит два этапа:

  1. На этапе расстройства происходит снижение работоспособности, снижается уровень мышления и восприятия, становится трудно найти выход из сложившихся обстоятельств. Человек не может адекватно оценить обстановку и принять какое – либо решение. Это сказывается на результатах работы, креативное мышление сменяется простым повторением алгоритмов действий. Если данный процесс коснулся руководящего звена, то начинаются импульсивные требования к сотрудникам, неадекватные агрессивные выпады в их сторону. Пути выхода хаотично выбираются из списка, возникшего на первой стадии стресса.
  2. На этапе деструкции происходит торможение всех процессов. Человек впадает в оцепенение, ему трудно сосредоточиться на важных вещах, он не вникает в суть разговора, уходит в себя и больше молчит. Такой вид деструкции называют гиперторможением. Данное явление может развиваться и другом «русле», когда человек, не находя себе места, совершает необдуманные поступки, его деятельность беспорядочна. Он становится замкнутым, до него трудно докричаться или «достучаться». Такой вид стресса называют гипервозбуждением.

На фазе истощения появляются различные заболевания, которые воздействуют на:

  • желудочно – кишечный тракт;
  • сердечно – сосудистую систему;
  • психическое состояние;
  • иммунитет;
  • состояние волос, ногтей и кожи.

Классификация стресса — виды и подвиды

По продолжительности стресс бывает:

  • кратковременный;
  • эпизодический;
  • хронический.

Стресс подразделяется на группы в зависимости от причин, которые спровоцировали его возникновение:

  • несбывшиеся надежды;
  • волнение перед стартами;
  • утраченное время;
  • перемены в жизни;
  • монотонность быта;
  • возникновение пассивности;
  • недостижимость совершенства;
  • внезапные изменения;
  • пресыщение благами;
  • достижение поставленных целей.

Стресс зависит от множества факторов, которые определяют вид эмоционального перенапряжения. Это бытовые конфликты, неудовлетворенность жизнью, зарплатой, должностью, боязнь своей ненужности обществу, нехватка времени, постоянная смена часовых поясов, иерархия отношения между работниками и руководящим составом.

Причин множество и подразделяются они на 3 группы:

  • устраняемые стрессоры;
  • стрессоры, подвергающиеся ослаблению;
  • постоянные стрессоры.

14 стадий развития стресса по Торсунову:

Светлая и темная сторона

Мы привыкли к тому, что стресс это всегда негативные последствия, называемые дистрессом, но есть и положительная сторона этого явления – эустресс:

  1. Дистресс характеризуется нарушением баланса физиологических и психологических параметров организма. Он может быть кратковременным и быстро достигать «точки кипения», или принимает хронический характер и влечет за собой сбои всех жизненно важных систем.
  2. Эустресс можно определить по всплеску радостных эмоций и позитивному настрою человека. Это происходит, когда он знает о приближающейся проблемной ситуации, не знает как ее решить, но надеется на благополучный исход дела. Например, собеседование на хорошо оплачиваемую должность или вступительные экзамены в учебное заведение. Такой стресс необходим для решения каждодневных возникающих проблем, потому что мобилизует все силы для положительного исхода. Например, несмотря на ненавистный утренний звон будильника, он заставляет взбодриться и проснуться. Эустресс, имея слабую силу, полезен для здоровья человека и позиционирует себя как «реакция пробуждения».

Подвиды дистресса

Самым распространенным подвидом дистресса является физиологический стресс. Он возникает при воздействии внешних факторов на организм человека. Если вы обожглись или проголодались, перегрелись на солнце и прищемили палец, то не обойтись без стрессовых потрясений. На физиологическом уровне стресс подразделяется на несколько групп:

  • биологический связан с возникновением различных заболеваний;
  • химический стресс, вызванный воздействием химии, а также кислородное голодание или переизбыток кислорода);
  • физический провоцируется чрезмерными физическими нагрузками, ему подвержены профессиональные спортсмены;
  • механический возникает в послеоперационный период, при получении сложных травм, нарушающих целостность тканей или органов.

Следующим подвидом является психологический стресс, который характеризуется двумя типами конфликта:

  1. Недовольство собой, связанное с несовпадением ожидания и реальности. Такой конфликт чаще всего встречается у людей, которые не могут смириться с возрастными изменениями внешности и организма в целом.
  2. Стрессовое состояние из – за социальных конфликтов внутри общественной ячейки. Например, внутрисемейные конфликты, ссоры с друзьями или коллегами.

Эмоциональный стресс возникает при воздействии на человека эмоционального раздражителя. Такими раздражителями становятся конфликты, когда человек на протяжение долгого времени не может удовлетворить биологические или социокультурные потребности.

Например, сильная обида на близкого человека, обман, а также информационная перегруженность, возникающая, как правило при подготовке к экзаменам, сдаче годовых отчетов. В ходе многолетних исследований стало ясно, что стресс индивидуален у каждого человека и приводит к различным последствиям.

Интересно, что люди с повышенной стрессоустойчивостью быстро справляются с экстремально возникшими ситуациями.

Те, у кого показатель занижен, могут столкнуться с неврозами, высоким давлением, нарушением деятельности жизненно – важных систем организма.

Что пострадает больше всего, зависит от индивидуальных особенностей и наличия хронических заболеваний, ведь нагрузка в основном идет на самое слабое звено.

Типы людей в стрессовых ситуациях

Каждый человек реагирует на источники стресса индивидуально, каждая фаза у разных людей может продолжаться больше или меньше по времени. Это зависит от стрессоустйчивости человека, от его способности быстро «прогнуться» под ситуацию и найти правильное решение по решению проблемы.

Специалисты выяснили, что существует различная реакция на стресс, и выделили 3 типа людей:

  • те, которые на протяжении длительного времени могут выдерживать стрессовые нагрузки, находясь одновременно в отличной форме и адекватном психическом состоянии;
  • те, которые при возникновении проблемы утрачивают работоспособность, им трудно найти решение и приспособиться к новым условиям;
  • те, которые могут продуктивно работать и показывать высокие результаты, только в состоянии стресса, проблемы их «подстегивают» и заставляют двигаться вперед.

Отрицательное воздействие на человека

Возникновение стрессовых ситуаций влечет за собой ряд отрицательных моментов, оказывающих влияние на поведение и состояние человека.

Многие параметры нормального функционирования организма нарушаются.

  • появляется беспокойство;
  • нарушается координация;
  • возникает скованность движений;
  • напрашиваются неожиданные слезы или смех;
  • появляется гипергидроз;
  • нарушение аппетита и режима дня.

Нарушается психологическое состояние:

  • рассеивается внимание;
  • нарушаются функции памяти;
  • увеличивается речевая активность или, наоборот, тормозится;
  • ускоряется или замедляется мышление, в том числе и креативное;
  • нарушается восприятие окружающей действительности;
  • возникает беспричинное желание поспорить с другим человеком и найти у него недостатки.
  • снижается качество выполняемой работы;
  • происходят срывы планов и проектов;
  • высокая эмоциональная возбужденность (неадекватные срывы на коллег).

Стресс – это явление, которое тесно переплелось со всеми сторонами жизни человека. Возникновение сложных ситуаций не всегда несет негативные последствия.

Небольшое воздействие стрессоров на человека полезно тем, что заставляет его быстро думать, принимать решения и совершать правильные поступки. Мобилизует все силы для удаления проблемы и делает его стрессоустойчивым.

Как проявляются разные фазы стресса на организм?

Стресс является ответной реакцией на воздействие внешних факторов. Его относят к основным причинам психосоматических заболеваний. Согласно исследованиям, стадии стресса на разных этапах имеют отличия, знание о которых станет инструментом для эффективной борьбы с негативными последствиями.

Виды и симптомы стресса

Для многих данное понятие связано с негативными эмоциями, но по характеру реакции человека на стрессовую ситуацию выделяют два вида состояния:

  1. Эустресс, вызванный положительными эмоциями, помогает человеку мобилизоваться и осознать этапы решения проблемы, чтобы не допустить осложнения ситуации.
  2. Дистресс — это негативное проявление, снижающее защитные силы организма. Подобное состояние приводит к истощению ресурсов организма, а также существенным изменениям в здоровье и поведении человека.

По характеру раздражителя стресс бывает нескольких видов:

  • физический — на человека влияют погодные или температурные явления: жара, холод, дождь, ветер;
  • эмоциональный — возникающий в результате сильных переживаний;
  • физиологический — происходит из-за нарушений в работе отдельных органов человека, травм, излишней физической нагрузки.

Продолжительность состояния различна и может быть 2 видов:

  • кратковременный — внезапно появляется, развивается и проходит после устранения источника;
  • хронический — наиболее разрушающая организм форма, продолжающаяся длительное время.

Гормоны стресса влияют на различные показатели организма человека, вызывая многочисленные реакции, среди которых наиболее частыми являются следующие симптомы:

  • повышенная утомляемость и нежелание общаться с окружающими;
  • депрессия;
  • постоянное недовольство и раздражение;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • отказ от пищи или повышенный аппетит;
  • аритмия и ускоренный пульс;
  • приступы удушья и головокружения.

Патологическое состояние включает 3 стадии общего адаптационного синдрома.

Стадии развития стресса

Канадский физиолог Ганс Селье классифицировал 3 стадии стресса, связанные между собой. Каждая фаза имеет свои особенности. В момент воздействия раздражителя проявляется ответная реакция организма — скорость смены этапов зависит от различных факторов:

  • устойчивости психики к негативным изменениям;
  • силы стрессирующего фактора;
  • умения оценить обстановку;
  • состояния центральной нервной системы организма;
  • опыта поведения в аналогичной ситуации.

Благодаря индивидуальным особенностям нервной системы люди по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки.

Первая стадия стресса: тревога

Первая стадия — реакция тревоги — проявляется в момент возникновения стрессовой ситуации. В это время понижается сопротивляемость организма. Состояние тревожности преобладает над другими чувствами на данном этапе. Реагируя на гормоны, организм подготавливается защищаться или бежать. Для данной фазы стресса характерны следующие реакции:

  • нарушение аппетита и усвоения пищи;
  • потеря способности оценивать собственные действия или мысли;
  • слабый самоконтроль;
  • ощущение беспокойства, тревоги;
  • смена поведения на противоположное (эмоциональный и активный человек замыкается в себе, а уравновешенный — может вспылить или проявить агрессию).

Вторая стадия стресса: сопротивление

Если человек способен справиться с ситуацией, начинается 2 фаза адаптации. При резистентной стадии происходит усиление защитных сил — организм активно сопротивляется внешнему раздражителю. В этот момент важно найти мотивацию, чтобы справиться с возникшей проблемой. Происходят следующие процессы:

  • мобилизация систем организма;
  • снижение психологических проявлений стресса (агрессивности; процесса возбуждения; чувства тревоги).

Если стрессовая ситуация прекращается, постепенно все функции организма нормализуются. В случае сохранения источника — начинается следующий этап развития стресса.

Третья стадия стресса: истощение

Для данной фазы развития стресса характерно истощение нервной системы — ресурсы организма исчерпаны. Человек не в состоянии справится с факторами, вызвавшими расстройство. В этот момент могут появиться различные патологические состояния:

  • повторное чувство тревоги;
  • комплекс вины;
  • косметологические расстройства (высыпания на коже, выпадение волос, появление морщин и т.п.);
  • психологические расстройства;
  • депрессия;
  • психосоматические заболевания (дерматит, повышение артериального давления, бронхиальная астма и т.п.);
  • нарушение кровообращения;
  • в тяжелых случаях — летальный исход.

Понимание причин стресса, этапы которого прослеживаются вне зависимости от характера раздражителя, является важным условием благополучного разрешения ситуации.

Как восстановиться после стрессов

Человеку, пережившему три стадии стресса, важно преодолеть психологический дискомфорт, поскольку длительный стресс — опасное состояние, разрушающее организм и приводящее к нервному срыву. Необходимы эффективные меры для восстановления. Для этого существуют различные способы, из которых можно выбрать один или несколько вариантов:

  • устранение стрессирующего фактора, иначе негативные изменения в состоянии человека будут продолжаться;
  • полноценный отдых для восстановления сил;
  • сеансы психотерапии помогут сформулировать жизненные ценности и повысить психоустойчивость;
  • физическая активность поможет избавиться от негативной энергии;
  • дыхательные техники уменьшают воздействия стресса и снижают его влияние;
  • физиотерапевтические методы положительно влияют на нервную систему: магнито- и иглотерапия, точечный массаж и др.;
  • процедуры курортной терапии восстанавливают естественным способом: бальнеология, грязелечение, талассотерапия и т.п.;
  • медитация — способ, с помощью которого человек способен помочь себе самостоятельно;
  • арт-терапия — метод лечения, способствующий переключению внимания на творчество;
  • ароматерапия успокаивает нервную систему, воздействуя ароматами на рецепторы обоняния;
  • путешествия, в процессе которых человек обретает новые знакомства, эмоции и ощущения;
  • медикаментозные средства: успокаивающие препараты, антидепрессанты, биологически активные добавки и др.

Кроме вышеперечисленного, важно обратить внимание на питание. Грамотно составленный рацион поможет организму справиться с негативными последствиями:

  • отсутствие переедания;
  • отказ от высококалорийной пищи;
  • добавление в рацион продуктов, способствующих выработке эндорфинов — гормонов счастья: бананов, клубники, авокадо, горького шоколада;
  • снижение употребления кофеиносодержащих продуктов: кофе, чай, Coca-cola;
  • ограничение мясных и рыбных блюд;
  • исключение алкогольных напитков.

Каждому человеку, пережившему стрессовую ситуацию, рекомендуется подбирать индивидуальный способ восстановления, исходя из его психического состояния и потребностей.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Описание основных видов стрессов: на какие категории они делятся и их проявление

Пожалуй, не было в истории столь популярного, вошедшего во все области знания такого понятия, как стресс.

Он является актуальным предметом исследований в таких областях науки, как биология, социология, медицина, психология.

В целом под стрессом подразумевают неспецифическую реакцию организма, возникающую в ответ на всевозможные экстремальные ситуации. Какие бывают виды стресса, и как их можно предотвратить, рассмотрено в этой статье.

Описание видов стресса, их особенности

Классификация стресса может быть основана на разных принципах.

В соответствии с видом стрессоров различают следующие типы стресса:

  • Физиологический – реакция на боль, воздействие экстремальных температур, сублетальные дозы ядов и др.
  • Психологический – вызывается травмирующими для психики событиями. В психологии данный вид стресса дополнительно разделяют на информационный и эмоциональный подвиды.

Информационный стресс – проблема современного общества. 21 век признан веком «информационного взрыва». Ускорение темпа жизни, широкое применение мобильных и медиасредств приводят к тому, что психике ежедневно приходится перерабатывать огромные объемы информации. Подобная нагрузка нередко превышает способности психики человека, даже при его большой заинтересованности во всем происходящем.

Информационные перегрузки – одна из причин развития стресса

Эмоциональный стресс связан с переживанием негативных эмоций в ответ на события, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение социальных или биологических потребностей личности (попадание в опасную для жизни ситуацию, потеря близких, денежные неурядицы).

Дополнительная информация. В отдельную категорию психологами выделен профессиональный стресс, возникающий в ответ на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Стрессорами становятся недостаточно четкое ограничение полномочий и должностных обязанностей, высокий уровень ответственности, однообразная деятельность и отсутствие перспективы карьерного роста, большая конкуренция, неадекватное поведение коллег.

На первое место по степени риска развития стресса выходят шахтеры, полицейские и учителя старших классов, по данным других научных исследований – разнорабочие и офис-менеджеры.

Профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней

Также по качеству воздействия на человеческий организм выделяют такие формы стресса:

  • Эустресс – полезный вид стресса, при котором повышается функциональный резерв организма. К примеру, мобилизация сил перед экзаменом у студента.

Обратите внимание! Под эустрессом иногда подразумевают стресс, вызванный положительными событиями и эмоциями (рождение ребенка, свадьба, получение разного рода наград). Природа стресса такова, что для организма не играет никакой роли, приятна или неприятна человеку произошедшая ситуация. Значение играет лишь интенсивность потребности в перестройке психики.

  • Дистресс – отрицательная форма стресса. Развивается, когда организм не может адаптироваться к стрессовой ситуации, и происходит истощение его ресурсов.

По характеру протекания различают следующие категории стресса:

  • Острый стресс – бывает при неожиданном и интенсивном воздействии раздражителя. Например, при неожиданном нападении, землетрясении. Характеризуется дезорганизацией поведения человека (бесцельное метание или замирание в одной позе) или/и возникновением острых соматических нарушений (гипертонический криз, инфаркт миокарда).
  • Хронический стресс – возникает при длительном нахождении человека в стрессовой ситуации. К примеру, постоянные конфликты в семье, проблемы на работе.

Что такое стресс с точки зрения психологии

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Среди обывателей существует тенденция отождествлять психологический стресс с нервным напряжением.

Отчасти это обусловлено значением слова в переводе с английского – «напряжение». Однако данная разновидность стресса – это не просто сильное душевное волнение.

Ганс Селье, разработавший теорию стресса, понимал под ним общий адаптационный синдром, состоящий из трех стадий. Их краткая характеристика:

  • Реакция тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных возможностей (имеются в ограниченном количестве);
  • Стадия сопротивления, когда напряжением функционирования систем достигается адаптация к новым условиям;
  • Стадия истощения, когда воздействие стрессового фактора не ослабевает, наступает истощение ресурсов, и система адаптации не срабатывает. Длительное пребывание на данной стадии (хронический стресс) приводит к серьезным нарушениям в психике и физическом состоянии человека, включая летальный исход.

Как появляется стресс

Виды мышления в психологии, их характеристика и примеры

Общий адаптационный синдром проявляется на всех уровнях: эмоциональном, физическом, поведенческом:

  • К эмоциональным формам проявления стресса можно отнести повышенную возбудимость, раздражительность, плаксивость, вспышки гнева, ночные кошмары.
  • На физиологическом уровне стресс проявляется в виде напряженного мышечного каркаса, тиков, учащенного пульса, различных болей, необъяснимых приступов усталости, трудностей с распределением и переключением внимания, частых простуд, нарушений сна.

Физиологические проявления стресса

  • К поведенческим симптомам стресса относятся нарушения пищевого поведения (снижение аппетита или наоборот чрезмерное поглощение еды), увеличение тяги к психоактивным веществам (алкоголь, никотин и т.д.).

Причины появления стрессов

Стрессовую реакцию могут запустить следующие факторы:

  • Внешние: жилищные условия, экономическая и политическая обстановка в стране, природные и техногенные катастрофы, производственные факторы, болезни и травмы, переезд, смерть близкого человека, пробки на дорогах.
  • Внутренние: смена жизненных убеждений и ценностей.
  • Влияние физиологии: накопившаяся за долгое время усталость, нездоровый образ жизни.

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

К типичным видам стрессовых ситуаций также относят проблемы межличностного взаимодействия:

  • неодобрение и критика со стороны окружающих;
  • ситуации публичного выступления и социальной активности;
  • конфликтные ситуации;
  • неопределенность правил, которые следует соблюдать;
  • ситуации сексуального контакта;
  • разрыв близких отношений.

Важно! Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении, в сущности – надуманными проблемами.

Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что вызывает у человека эмоциональный дискомфорт, «задевает», «цепляет». В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения».

Какие типы стресса можно предотвратить

Нельзя избежать лишь возникновения биологических и острых стрессов. Со всеми остальными видами стрессовых ситуаций, пусть даже вызванных внешними, «объективными» причинами, можно работать.

Существуют методы повышения стрессоустойчивости и нейтрализации нервного напряжения, доступные каждому:

  • Упражнения на релаксацию: дыхательная гимнастика, медитация, йога, аутотренинг, массаж.
  • Организация здорового режима дня. Работа и отдых должны чередоваться. Интеллектуальные нагрузки уравновешиваться физическими упражнениями и прогулками.
  • Отказ от вредных привычек. Они ослабляют организм в целом и делают его менее устойчивым к стрессу.

Медитируя, человек приобретает способность справляться со стрессом

Многое решает психологический настрой. Даже если невозможно устранить источник стресса, вполне реально научиться иначе относиться к жизненным событиям.

Те, кто примиряются с общей неустойчивостью мира, гораздо легче справляются с любыми, даже неожиданными, переменами в жизни.

Получить полезные навыки по самоконтролю и разрешению межличностных конфликтов можно на тренингах по стресс менеджменту.

Видео

Стресс и его виды. Фазы стресса

Стресс
( англ. stress – давление, нажим, напряжение
) – состояние, возникающеее в ответ на
экстремальное воздействие – стрессор
[
43 ].

Слово “стресс” пришло в английский, а
теперь и в русский язык из старофранцузского
и средневекового английского и вначале
произносилось как “дистресс”.

Первый
слог постепенно исчез из-за “смазывания”
или “проглатывания” и сейчас слово
“стресс” понимают в значении “дистресса”
( англ. distress – горе, нужда).

Дистресс
всегда вредоносен или неприятен [
40, c.29],
вызывает отрицательные эмоции, чувство
неудовольствия. В противовес ему
“эустресс”
вызывает положительные эмоции, чувство
удовольствия [20, с.53].

Конечно, удобнее
было бы разделить понятие “стресс” на
“дистресс” и “эустресс” и оперировать
именно этими двумя понятиями, но
употребление слова “стресс” в смысле
“дистресса” настолько широко и глубоко
вошло в обиход, что во избежание
недоразумений мы будем считать, что
стресс

состояние
психического напряжения, вызывающее
отрицательные эмоции.

В
зависимости от стрессового фактора
выделяют два основных вида стресса:
физиологический
и психологический.
Психологический будем подразделять на
информационный
и эмоциональный;
последний развивается в ситуациях
угрозы, опасности, обиды и т. д.

  • Эустресс Дистресс
  • СТРЕСС
  • Физиологический Психологический
  • Информационный Эмоциональный
  • Рисунок 17– Виды
    стресса

Основоположник
концепции стресса, канадский врач Ганс
Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой
вид стресса вызывает однотипную
(неспецифическую) реакцию организма,
которая получила известность как общий
адаптационный синдром (ОАС) [
40, c.35 ].
В нём Г.

Селье выделил три фазы (стадии):
первая
– реакция
тревоги и мобилизации защитных сил
организма
.
В этой фазе начинается адаптация
организма к новым условиям.

На этой
стадии человек справляется с нагрузкой
с помощью функциональной мобилизации
соответствующих органов и систем
организма, без структурных перестроек.

Во
второй
фазе – фазе
сопротивления

– стабилизируются и закрепляются на
новом уровне все параметры, выведенные
из равновесия в первой фазе. Идёт
интенсивный перерасход адаптационных
резервов.

Продолжительность сопротивления
зависит от врождённой приспособительной
способности организма и от силы
стрессора.

Если стрессовая ситуация
продолжает сохраняться, то наступает
третья
фаза – истощение,
поскольку способность к адаптации не
безгранична.

  1. Время действия
    стресса
  2. 1 –фаза реакции
    тревоги и мобилизации всех сил
  3. 2 — фаза сопротивления
    и адаптации
  4. 3 – фаза истощения
  5. Рисунок 18 – Три
    фазы стресса

В
третьей фазе возможно появление так
называемых болезней адаптации или
болезней стресса, когда приспособительная
реакция организма выступает в роли
патогенного фактора (например,
воспалительные изменения в суставах,
тканях глаза, гипертоническая болезнь,
нервно-психические расстройства. Избыток
стероидных гормонов, например, выброс
которых является первой эндокринной
реакцией организма на стресс, при частых
и интенсивных стрессах может способствовать
возникновению поражений желудочно-кишечного
тракта (стероидная язва) [24, с. 343 ] и т.д.

Эмоциональный
стресс

– состояние напряжения функций организма,
вызванное воздействием эмоционально
значимого для индивидуума раздражителя.
Основной причиной эмоциональных стрессов
являются конфликтные ситуации, в которых
человек длительное время не может
удовлетворить насущную, жизненно
необходимую социальную или биологическую
потребность.

Выход
из строя той или иной функции какого-либо
органа (например, секреции жёлчи, инсулина
и других гормонов, желудочного сока,
иммуноглобулинов и др. и развитие
соответствующего заболевания обусловлены
генетической предрасположенностью и
избирательным вовлечением их в
эмоциональное возбуждение.

Наблюдения
и эксперименты показали, что развитие
эмоционального стресса в конфликтной
ситуации у разных индивидуумов может
привести к различным результатам.

При
высокой стрессоустойчивости никаких
нарушений может и не быть.

В других
случаях могут развиваться либо нарушения
в деятельности нервной системы в форме
неврозов,
либо нарушения соматических
функций
отдельных органов

в форме ишемической болезни сердца,
артериальной гипертензии, поражения
желудочно-кишечного тракта и т.д. В
определённых случаях может наблюдаться
сочетанное нарушение и тех и других
функций.

Какой
орган будет повреждён в результате
действия стресса? Сам Ганс Селье, который
почти четыре десятилетия изучал в
лаборатории физиологические механизмы
приспособления к стрессу, считает, что
болезни адаптации избирательно поражают
предрасположенную
область тела. “Но пострадают ли при
этом сердце, почки, желудочно-кишечный
тракт или мозг, зависит в значительной
мере от случайных обусловливающих
факторов. В организме, как в цепи, рвётся
слабейшее звено,
хотя
все звенья одинаково находятся под
нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования
показали, что степень подверженности
стрессу во многом определяется
темпераментом. Ему в большей степени
подвержены холерики и меланхолики.

Влияние
стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса
на деятельность зависит от фазы стресса.

Фаза мобилизации– стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы.

Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов.

Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои.

Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства(соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции(соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

Наэтапе
расстройства
изменения возникают,
прежде всего, в когнитивной сфере,
поэтому снижается продуктивность и
адекватность переработки информации,
креативность мышления. Сужается объем
восприятия, снижается и качество
оперативной памяти, снижается способность
к извлечению информации из долговременной
памяти – наблюдаетсяфеномен блокады
прошлого опыта.

Особо
значительные
изменения характерны для мышления.
Возрастает его стереотипность,
резко снижается продуктивность и
способность к
адекватной переработке информации.
Поиск решения подменяется попытками
вспомнить решения, встречавшиеся ранее
(феномен
репродуктивизация
мышления); снижается оригинальность
мышления
(феномен
уплощения
мышления).

Для
деятельности в целом характерными
становятся попытки организовать её не
по типу создания адекватного ситуации
способа,
а по типу подыскания в прошлом опыте
знакомого способа
(явление заалгоритмизированности
деятельности).

В
процессах принятия управленческих
решений возникает феномен
глобальных
реакций.

Он
состоит в тенденции к выбору слишком
общих и неточных вариантов действия;
решения утрачивают
конкретность и реализуемость; кроме
того, они
становятся либо импульсивными, либо
чрезмерно затянутыми
– инертными. Понятно, что результаты
деятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкциихарактеризуетсяполным
распадом способности к организации
деятельности и значительными
нарушениями психических процессов,
обеспечивающих её.

Может иметь место
феномен блокады
восприятия, па
мяти,
мышления
(явления
типа «ничего не вижу и не слышу, не
понимаю», «потемнело в глазах»,
явление «белой пелены», а также провалов
в памяти, «отключения мышления»,
«интеллектуального ступора» и др.).

Основной закономерностью
фазы деструкции в плане общей организации
деятельности и поведения является то,
что они приобретают
одну из двух основных форм: деструкция
по типу гипервозбуждения
и
деструкция по типу гиперторможения
В
первом случае поведение становится
полностью хаотичным, строится
как беспорядочная последовательность
неорганизованных
действий, поступков, импульсивных
реакций – человек «не находит
себе места».

Во
втором случае, наоборот, имеет место
полная блокада
деятельностной и поведенческой
активности, возникает
состояние заторможённости и оцепенения,
«выключенности» из
ситуации. Фаза деструкции характеризуется
уже не просто
снижением показателей эффективности

Карпов
А. В. пишет следующее: Однако наряду
с общими реакциями имеют место и
достаточно выраженные индивидуальные
различия реагирования
на
стрессовые воздействия.

Они выражаются
в сравнительной длительности указанных
фаз; в их общей
динамике; в зависимости показателей
деятельности от силы
стрессовых воздействий. Для обозначения
«меры сопротивляемости»
человека стрессовым воздействиям
используется понятие
стрессоусгпойчивости
личности.

Это – способность сохранять
высокие показатели психического
функционирования и деятельности
при возрастающих стрессовых нагрузках.

Важной стороной
стрессоустойчивости является способность
не только сохранять,
но и повышать показатели эффективности,
продуктивности
деятельности при стрессовом усложнении
условий. Иначе
говоря, эта способность зависит от того,
насколько сильно у
человека представлена первая фаза
развития стресса – фаза мобилизации.

В
зависимости от степени стрессоустойчивости,
а также от способности выдерживать
стресс в течение длительного времени
выделяют
три основных типа личностей. Они
различаются по тому,
как долго
личность
может сохранять устойчивость
(резистентность) к временному давлению
хронических стрессовых условий,
характеризуют ее индивидуальный порог
стрессоустойчивости.

Одни
руководители могут выдерживать стрессовые
нагрузки
длительное время, адаптируясь к стрессу.
Другие
даже при относительно
краткосрочных стрессовых воздействиях
уже дают
сбои. Третьи
– вообще только и могут эффективно
работать
в условиях стресса.

Соответственно эти
три типа обозначаются
как
«стресс вола», «стресс кролика» и «стресс
льва»

(рисунок )
[по Карпову, с. 459].

В
условиях долговременного стресса,
наиболее характерного для
деятельности руководителя, проявляются
и индивидуальные различия
резистентности к нему в зависимости от
параметра интерналъности–экстерналъности
личности.

Обычно резистентность значимо выше у
людей интервального типа и ниже у
экстерналов.

Способы адаптации и преодоления стресса
у первых
носят более конструктивный характер,
а у вторых могут строиться
по типу отказа от активного и конструктивного
преодоления ситуации («будь что будет»).

Условный предел стрессовых нагрузок

ее
общим срывом (что соответствует крайним
значениям нисходящей
ветви графика на рис. 19).

Рис. 19. Основные
типы личностной резистентности к стрессу
по [39]

Другим
важным условием стрессоустойчивости
является общая мотивационная
направленность
личности,
её доминирующая ориентация
– либо личностно-карьеровая («на
себя»),
либо социально-профессиональная («на
дело
»).

Показано, что доминирование
личных, в том числе и карьерных мотивов,
снижает стрессоустойчивость,
тогда как преобладание мотивов, связанных
с профессиональной направленностью,
повышает её. В связи с
этим описаны две формы поведения в
условиях стресса – так называемые
контроль
страха
и
контроль
опасности.

В
первом случае
(характерном для личностной ориентации
«на себя») человек
ищет способы обезопаситься, уменьшить
последствия ситуации
лично для себя, в большей мере теряет
контроль за ситуацией
и, в конечном итоге, поэтому «бросает»
конструктивные попытки организации
деятельности.

Во втором случае дольше
сохраняется контроль за ситуацией:
обеспечение личной безопасности
строится как попытка конструктивного
преодоления опасной ситуации,
а через это – и устранения последствий
для себя. Второй тип
поведения существенно более эффективен,
а для деятельности
руководителя – вообще единственно
приемлем.

Объективные
характеристики стресса [Айсмонтас]

  • двигательная скованность или беспокойство;
  • изменение порога чувствительности в различных пределах;
  • нарушение двигательной координации;
  • зевота, беспричинные слёзы или смех, гиперемия или бледность лица, гипергидроз, тремор пальцев, зуд тела и т. д.
  • расстройства всех видов памяти в различных сочетаниях;
  • внимание – рассеянное и легко отвлекаемое;
  • мышление – затруднённое или ускоренное;
  • речевая затруднённость или активность;
  • восприятие – неадекватное;
  • ускоренное переживание времени;
  • расстройства сенсорики.
  • снижение качественных и количественных показателей деятельности;
  • реагирования по крайним точкам шкалы «возбуждение – торможение» (паника – ступор);
  • неадекватность поведения.
  • Виды
    стрессов по длительности
  • 1. Кратковременный
  • 2. Эпизодический
  • 3. Хронический
  • Виды
    стресса в зависимости от причины
    возникновения
  • 1. Стресс рухнувшей
    надежды
  • 2. Стресс предстартовых
    состояний
  • 3. Стресс потерянного
    времени
  • 4. Стресс перемен
  • 5. Стресс монотонности
  • 6. Стресс пассивности
  • 7. Стресс недостижимости
    совершенства
  • 8. Стресс внезапности
  • 9. Стресс пресыщения
  • 10 Стресс достижения.
  • Основные
    стрессоры
  • 1. Информационная
    перегрузка
  • 2. Информационная
    неопределенность
  • 3. Ответственность
  • 4. Дефицит времени
  • 5. Межличностные
    конфликты
  • 6. Внутриличностные
    конфликты
  • 7. Многофункциональность
    деятельности
  • 8. Внешняя среда
  • 9. Вынужденная
    бездеятельность
  • 10. Неудовлетворенность
    трудом, зарплатой, должностью
  • 11. Ощущение свое
    ненужности, бесполезности и беспомощности
  • 12. Тревога о
    карьерном росте
  • 13. Трудности в
    отношениях с руководством, коллегами,
    родственниками
  • 14. Раздвоенность
    между работой и семьей
  • 15. «Погода в доме»
  • 16. Плохое самочувствие
  • 17. Отсутствие
    самостоятельности, нахождение в положении
    иждивенца
  1. Что делать с этими
    стрессорами? Разделите все стрессоры
    на три группы:
  2. 1. Те, которые вы
    можете устранить
  3. 2. Те, которые вы
    можете ослабить

3. Те, с которыми
ничего нельзя поделать.

«Господи, дай
мне силы изменить то, что я могу изменить,
терпение вынести то, что я изменить не
в силах, и ума, что бы отделить первое
от второго».

И ведите себя
соответственно: боритесь; смиритесь и
терпите; или уйдите в конце-концов.

источник

Читайте также:  Практические задачи по психологии стресса