Меню Рубрики

Экстремальные ситуации возникающие при отравлениях

Понятие и виды экстремальных ситуаций

Экстремальная ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную неблагоприятную или опасную обстановку, положение.

Совокупность экстремальных ситуаций можно разделить на несколько типов:

Кратко охарактеризуем экстремальные ситуации каждого типа .

Природные – обычно возникают в независимости от человека. Примерами таких ситуаций могут послужить землетрясения, наводнения, лесные пожары, человек, заблудившийся в лесу, в горах и т.п. В особую группу можно выделить ситуации, которые возникли по вине человека. Пример: экологическая катастрофа, возникшая в результате деятельности людей и оказывающая неблагоприятное влияние на них в зоне действия.

Социальные – это ситуации, возникновение которых связано главным образом с неблагоприятными социально-экономическими условиями. Примеры: нестабильность в обществе, потеря работы, жилья; когда человек становится жертвой преступления; ограничение или лишение свободы и т.д.

Внутриличностные – обусловлены сложностью и многогранностью личности, внутренними конфликтами и кризисами, последствиями неудовлетворенных желаний. Примерами могут быть: несчастная любовь, недовольство самим собой и т.п.

Конечно, это деление условно. Все три типа экстремальных ситуаций взаимосвязаны. И один тип ситуаций может явиться следствием другого. Например, потеря работы может повлечь неудовлетворенность собой (социальная – внутриличностная).

Попадая в экстремальную ситуацию, человек приходит в состояние чрезвычайного эмоционального возбуждения и способен на необычные для него формы деятельности и на гигантские мышечные усилия. Например, летчик, покидая терпящий аварию самолет, руками разорвал шланг, соединяющий высотный костюм с бортовой аппаратурой. Позднее такой шланг, армированный толстой стальной спиралью, тщетно пытались разорвать четыре дюжих парня. Как тут не вспомнить слова Наполеона: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному».

В данном случае эмоциональное возбуждение компенсировалось появлением сверхвозможностей. Но так происходит не всегда, а так как эмоциональное возбуждение должно быть скомпенсировано, то это происходит посредством плача, ярости, смеха и т.п. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно скуден. Поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как страх или паника, которые могут лишь усугубить положение. Для того чтобы избежать этого и найти наиболее оптимальный выход из экстремальной ситуации, обратимся к сущности тех процессов, которые порождает такая ситуация.

Чисто условно человека можно разделить на три уровня, как показано на рисунке: I – ментальный уровень, или интеллект, ум, сознание; II – эмоциональный уровень – сердце, чувства; III – физический уровень – действия, конечности.

Экстремальная ситуация прежде всего воздействует на эмоциональный уровень (проявление страха, паники). А эмоциональный уровень блокирует ментальный и физический уровни. В результате чего человека либо «парализует», либо он предается панике.

Основываясь на описанных выше процессах, можно выделить наиболее рациональный выход из экстремальной ситуации:

1. Полное, по возможности, выключение эмоций.

2. Осознание ситуации (анализ).

3. Проигрывание возможных решений.

Полезные советы вожатому

Эти советы специалистов (работников службы спасения, виктимологов, криминологов, медиков разных специальностей) помогут вожатому:

— научиться самому не попадать в экстремальные ситуации, а при попадании – достойно выйти победителем;

— научить этому детей – своих воспитанников;

— оказавшись вместе с детьми в экстремальной ситуации (природной, социальной, внутриличностной), не растеряться, правильно повести себя и помочь детям выйти из этой ситуации без потерь, сохранив жизнь и здоровье.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8792 — | 7607 — или читать все.

источник

Экстремальные ситуации, возникающие при отравлениях

Бактериальное и химическое воздействие, вызвавшее в короткий срок тяжелые поражения организма — называют отравлениями. Отравления могут быть острыми и хроническими. Хроническое отравление возникает в результате длительного влияния малого количества поражающего вещества. При хроническом отравлении могут быть периоды ремиссии и острые периоды.

При лечении хронических и острых отравлений проводятся общие лечебные мероприятия, направленные на немедленное удаление и обезвреживание попавшего в организм яда. После нейтрализации яда лечебные мероприятия направляются на ликвидацию разрушительных последствий в организме от отравления. Яд в организм попадает разными путями: через систему дыхания, кожу, желудок и слизистые оболочки. Нарушение, вызванное ядом, может быть местного действия, когда поражается только место первого соприкосновения. Если яд всосался в кровь, то на организм происходит общее воздействие токсинов, которое проявляется поражением отдельных органов. Очень важно установить вещество вызвавшее отравление. Распознавание основывается на расспросах пострадавшего, родственников и близких ему людей. Также проводится исследование выделений больного (испражнения, моча, массы рвоты, смывы водой) и остатки предполагаемого источника яда.

Основные источники отравления

Отравление через систему пищеварения может произойти от многих веществ, но в большинстве своем, отравление приходится на вещества:

  • · Моющие и отбеливающие средства
  • · Витамины
  • · Средства, применяемые для борьбы с сорняками, пестициды, инсектициды
  • · Чистящие средства
  • · Косметические средства
  • · Лекарства
  • · Различные растворители, ацетон, лаки
  • · Алкоголь, сигареты, грибы
  • · Средства, предназначенные для автомобиля
  • · Содержащие отравляющие компоненты, такие как ртуть, свинец соли тяжелых металлов
Читайте также:  Дипироксим при отравлении фос рецепт

Отравление часто случается от бытового газа, хлора, аммиака, окиси углерода. Отмечаются случаи отравления вредными газами, содержащимися в одежде. Основной причиной отравления через кожу являются укусы ядовитых насекомых и животных, а также прикосновение к ядовитым растениям.

Обычно острые отравления это бытовые отравления, которые могут проявляться нарушением функций почти всех важных систем организма. Различают две стадии острого отравления. Ранняя стадия, когда токсичное вещество находится в организме. Вторая стадия — соматогенная, наступает после удаления или разрушения яда в организме и выражается в осложнениях. В первой стадии лечение направлено на выведение и нейтрализацию яда. Во второй стадии на восстановление функций повреждены органов и систем организма.При острых отравлениях практически всегда наблюдается нарушение работы сердечно — сосудистой системы. При этом самым тяжелым и опасным считается экзотоксический шок, с которым связано до 70% летальных исходов. Происходят нарушения проходимости и ритмов сердца, а также может развиться отек легких.

Психоневрологические расстройства при отравлении, чаще всего определяется как токсическая энцефалопатия. Самыми опасными считаются кома токсическая и интоксикационный психоз. Поражение дыхательной системы может вызвать дыхательную недостаточность. Возможен паралич дыхательной мускулатуры, результатом которого дыхание становится поверхностным и аритмичным, вплоть до его полного прекращения. Также возможно развитие отека легких и острой пневмонии. В виде диспепсических расстройств, ожогов и внутренних кровотечений выражается негативное влияние на ранимый желудок. Поражение почек и печени может иметь три степени тяжести. Легкая степень наименее опасна и не имеет выраженных проявлений. При средней степени возможна желтуха, диатез, боли в пояснице. При тяжелой степени развивается печеночная и почечная недостаточность.

Трофические нарушения наблюдаются при любых острых отравлениях и сопровождаются бессознательным состоянием больных. Возможны гиперемия и отёчность участков кожи, некроз и отторжение мягких тканей. В особо тяжких случаях может развиться сепсис и острая почечная недостаточность.

Общие принципы оказания помощи при отравлениях

  • 1. Блокировать доступ яда в организм. Удалить пострадавшего из очага отравления. Если яд поступил через рот, то необходимо промывание желудка. При накожном поражении, необходимо обмыть пораженные участки тела при помощи обычной воды.
  • 2. Необходимо бороться с появившимися нарушениями в работе систем дыхания и кровообращения. Если требуется, то проведите реанимацию и оживление всего организма.
  • 3. Как можно быстрее удалить яд из организма.
  • 4. Проведение обезвреживания яда и фармакологической защиты организма. Для этого вводят антидоты (специфические противоядия).
  • 5. Симптоматическое лечение.

Для скорого вывода яда из кишечника, больному подают слабительное, около тридцати грамм сернокислой магнезии, которую обычно подают при помощи зонда после того как промоется желудок.

Чтоб вывести яд с мочой, в организм вводят большой объем жидкости. Для этого подходят теплый чай, вода, изотонический раствор кальция хлора или глюкозы в объеме до полутора литров. Больному подают мочегонные средства. При некоторых видах отравления могут применяться более сложные методы для того, чтобы весь яд вышел из организма: это кровопускание, эффективное переливание крови и иные способы. Для ускорения обезвреживания яда используют его адсорбцию, например путем химической нейтрализации, переводят яд в нерастворимые соединения, дают больному активированный уголь. В некоторых случаях прекращают действие яда путем введения фармакологических средств, с противоположным действием.

источник

Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

Введение

Сегодня мы поговорим об опасных и чрезвычайных ситуациях, а также о причинах их возникновения.

С давних времен человек подвергается всевозможным опасностям. В первобытном строе человеку угрожало множество опасностей. Например, он мог погибнуть во время лесного пожара, от засухи, от лап диких животных, в неурожайный год первобытные люди могли погибнуть от голода. Именно эти ситуации являлись для них экстремальными.

Человек эволюционировал, развивался – условия жизни изменились, изменились и первостепенные опасности для человека, хотя и сейчас стихийные бедствия ставят человека в затруднительное положение (рис. 1).

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Читайте также:  Как прийти в себя после пищевого отравления

Рис. 2. Не рискуйте без надобности (Источник)

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина (Источник)

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Опасные и экстремальные ситуации

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация — это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация – это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условия возникновения опасных и экстремальных ситуаций

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

— болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

— резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

— вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками (Источник)

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

— спровоцировал на агрессию зверя;

— отстал от туристической группы на маршруте

— потерял ориентацию в лесу;

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах – обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды – это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Во-первых, волчьи ягоды – это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия – волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2–3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура. Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Читайте также:  Можно ли есть бублики при отравлении

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Способы выживания человека в природе

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

— Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника – худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

— Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

— Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

— Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию (Источник)

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Советы специалистов

Специалисты дают такие советы:

— экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

— экстремальных ситуаций нужно не допускать;

— не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

— чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

— чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Заключение

Знания – одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. – 1-е изд. – М: Изд-во АТС, 1996. – 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. – 2012, 209 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector