Меню Рубрики

Бесплодие в ветхом завете

Православная церковь о бесплодии: причины и отношение, мнение

Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.

Бесплодие: медицинское толкование

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.

Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Отношение к бесплодию церкви

Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? В Ветхом Завете отсутствие у супругов детей считалось Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.

Духовные причины бездетности

Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.

Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:

  1. Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
  2. Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
  3. Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
  4. Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
  5. Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.

Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:

  1. Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
  2. Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
  3. Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
  4. Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.

Отношение церкви к современной репродуктологии

Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.

С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:

  1. Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
  2. Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
  3. Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.

Пути преодоления бесплодия

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.

Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.

Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.

Также необходимо совершить следующие обряды:

  • исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
  • причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
  • соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.

Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.

источник

Библейский взгляд на причины и сущность болезней

Исцеление расслабленного. Фреска Дионисия, фрагмент

Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания. Упоминание болезней мы можем найти и в исторических повествованиях, и в назидательных размышлениях, и в поучениях, и в псалмах, а также в обсуждении вопросов связанных с ритуальной чистотой и храмовым культом.

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от холла — быть слабым) и нега, (от нага — касаться) последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

В Новом Завете тема «болезнь и исцеление» также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передают случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, т.е. больше чем две трети, — это случаи, связанные с исцелением). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой, — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17).

Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости.

Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

«В седьмой день Бог почил от всех дел Своих» (Быт 2:2), но «почил» здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится: «И благословил Бог день седьмой, и освятил Его» (Быт 2:3). Еврейский глагол шават (почить, отдыхать) родственен глаголу яшав (сесть, воссесть). Каждую субботу в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом. «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле…» «Иными словами, весь мир сотворен, как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, т.е. являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творенья. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (сад неги, сад сладости, сад блаженства), это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом, которое переводится как «мир», «полнота», но также имеет значение «здоровье». В мире с Богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать Едемский сад, то этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу божественной силы, человек обрекает себя на страдания: «в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3:19) — в этих словах отныне заключена участь всякого человека. Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения.

В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: «Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его» (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс 38:4-5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир 38:9-14).

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
2. Болезнь как наказание и кара за грех.
3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
4. Болезнь как испытание в верности.
5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя. Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова.

Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

Но вернемся к теме субботних исцелений Спасителя. Господь, проповедуя по субботам в синагогах, возвещает о том, что приблизилось Царство Небесное и примирение с Богом, о том, что человек может вновь обрести покой, или по выражению апостола Павла Субботство. Исцеления, совершаемые Им тут же, удостоверяют силу и действенность Его слов. Они показывают, что на земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. Чудеса исцелений предвозвещают то совершенство, которое человечество обретет в Царствии Божием, когда по слову Откровения св. Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля, и Бог будет обитать с людьми, и Он «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:4).

источник

Что говорит о плодовитости и бесплодии Библия?

Внимательный читатель Библии сразу заметит, что тема плодности и всего, что связано с размножением человека, является одной из главных в Книге книг.

Уже первые слова Бога, обращенные к человеку, непосредственно касающиеся плодовитости: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Бог хочет, чтобы нас было много и чтобы мы пользовались плодами земли. Уже в самом начале создания таинственным образом оказываются связанными плодовитость человека и плодородие земли.

Первое, что страдает в результате грехопадения — это плодовитость. После греха Адама и Евы происходит нарушение супружеских отношений, отныне женщина должна в болях рожать детей, а земля будет приносить сорняк вместо хорошего результата. Но даже такая уничтоженная плодовитость становится предметом зависти сатаны. С этого момента он будет вести борьбу с потомством жены: «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Почему дьявол такой агрессивный к потомкам Евы? Скорее всего, дело в том, что рано или поздно должен будет родиться далекий потомок Адама и Евы, Иисус Христос, поэтому главная задача дьявола — чтобы у людей вообще не было потомков.

Странно наблюдать на страницах Библии, как тема бесплодия является во всех ключевых моментах истории спасения. Все жены патриархов, от которых восстал народ избранный — Сара, Ревекка, Рахиль — страдали от бесплодия. Они воспринимали его как тяжелое испытание и старались решить эту проблему по-разному, причем не всегда в соответствии с Божьей волей. Сара — при помощи суррогатного материнства, предложив Аврааму свою наложницу в качестве жены. Результат — рождение Измаила, предка всех мусульман. И только потом, осознав свою ошибку, Сара и Авраам дождались рождения своего сына, хотя все законы природы были против этого. Рахиль, кроме того, что тоже обращалась к услугам суррогатной матери, еще и загадочным образом присаживалась на идолов, похищенных у своего отца, что могло быть каким-то магическим ритуалом, связанным с плодовитостью. Результат — Рахиль умирает в родах. А вот Ревекка с Исааком молились об исцелении от бесплодия, и у них родилась сразу двойня.

Кроме жен патриархов, есть и другие библейские примеры. Долго молилась об исцелении от бесплодия мать Самсона, а также мать пророка Самуила. После, этот пророк сыграл ключевую роль в установлении в Израиле монархии, он помазал на царство царя Давида. Прабабушка Давида, Рут, также более 10 лет была бесплодной.

В Новом Завете от бесплодия страдали Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя. По преданию даже дедушка и бабушка Иисуса Христа — Ефим и Анна — не избежали этих проблем, родив Марию лишь на склоне лет.

Таким образом, в Библии бесплодие представлено как очень серьезное несчастье, с которым никто не хотел столкнуться, так как оно воспринималось как проклятие. Тем не менее, из текстов Священного Писания следует, что бесплодие — это в первую очередь проблема духовная, своего рода задача, которую необходимо решить, препятствие, которое необходимо преодолеть, несмотря на все происки злого духа. Библия показывает нам, что только Иисус Христос может поставить точку в муках бесплодных пар. Только Он через свое чудесное зачатие и рождение доказывает, что для Бога на самом деле нет ничего невозможного.

Но если бесплодие — это проблема, которая приходит извне, то сознательный отказ от рождения детей — всегда личное решение человека, поэтому является особо тяжким грехом. Таким был, например, грех Онана, ставший причиной его смерти. Но самым ярким примером отказа от рождения детей является содомский грех, который много раз сурово осуждается в Библии. Гомосексуализм по сути своей является полным отказом от Божьего плана о человеке, который выражается в даре плодовитости, причем этот грех имеет ядовитые свойства для окружающего мира, что ярко проявляется в поступке дочерей Лота. Они происходят из праведной семьи, которая жила в Содоме до его уничтожения и не принимала греха его жителей. Тем не менее, сразу же после того, как огонь с неба упал на Содом и Гоморру, они по очереди вступают в кровосмесительную связь со своим отцом, давая начало языческим народам, которые потом были угнетателями израильтян.

Бог дает человеку дар плодовитости. Это великая тайна, которую мы пока что до конца понять не можем, так как понятно только одно: Бог хочет, чтобы людей было много. Именно поэтому в Библии идеал женщины — это жена, мать, которая сравнивается с плодородной виноградной лозой. Плод чрева — дети — всегда представлены как Божье благословение, причем, чем больше этих плодов, тем большее благословение для дома. Да и само создание дома в Библии — это не строительство и не покупка недвижимости, как мы сейчас привыкли думать, а именно рождение детей.

Не хочется верить, но именно наша цивилизация, выросшая на высоких библейских идеалах, поставила на поток полный отказ от рождения детей, возведя в ранг основных прав человека ужасное языческое право на детоубийство — аборт, а также право на планирование семьи — контрацепцию. Но, как показывает нам Библия, по сути своей, и аборт и контрацепция — ядовитые плоды одного дерева, говоря библейской языком — дерева смерти. Питаться от этого дерева и при этом оставаться христианином или просто человеком доброй воли невозможно. Нужно выбирать либо то, либо другое. Как говорит Книга Второзакония: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Втор 30, 19)

источник

Читайте также:  Хороший санаторий для лечения бесплодия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector