- Православная церковь о бесплодии: причины и отношение, мнение
- Бесплодие: медицинское толкование
- Отношение к бесплодию церкви
- Духовные причины бездетности
- Отношение церкви к современной репродуктологии
- Пути преодоления бесплодия
- Новости
- Про вмешательство в «божий промысел», проблемы бесплодия и не только
- Бесплодие: наказание, испытание, крест?
- Бесплодие как испытание?
- Бесплодие как крест или как дар?
- Бесплодие как наказание?
- Бесплодие как знак, что нужно что-то менять?
- Бесплодие как защита?
- Смириться или лечиться?
Православная церковь о бесплодии: причины и отношение, мнение
Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.
Бесплодие: медицинское толкование
Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.
Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:
- беседа с узкими специалистами;
- клинические и лабораторные исследования;
- терапевтическое или хирургическое лечение.
Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.
Отношение к бесплодию церкви
Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? В Ветхом Завете отсутствие у супругов детей считалось Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.
Духовные причины бездетности
Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.
Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:
- Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
- Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
- Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
- Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
- Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.
Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:
- Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
- Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
- Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
- Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.
Отношение церкви к современной репродуктологии
Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.
С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:
- Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
- Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
- Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.
Пути преодоления бесплодия
Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?
В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.
Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.
Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.
Также необходимо совершить следующие обряды:
- исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
- причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
- соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.
Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.
источник
Новости
Про вмешательство в «божий промысел», проблемы бесплодия и не только
3 сентября в нашем эфире начинается показ новых документальных киноработ из цикла «Завтра не умрет никогда». Фильм первый «Я стану мамой. Технологии надежды» расскажет о том, как наука ищет и находит пути решения глобальной проблемы сегодняшнего мира — бесплодия.
Создатели ленты, съемочная группа студии «Лавр» побывала в научных и медицинских центрах, где создаются передовые разработки и уникальные приборы. Один из героев фильма – Александр Гзгзян, профессор кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии СПбГУ, доктор медицинских наук, руководитель отделения вспомогательных репродуктивных технологий НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта. В получасовую ленту размышления ученого вошли не полностью. Более развернутая публикация на нашем сайте покажет, почему проблема бесплодия становится все актуальнее и как женщины вновь обретают возможность иметь детей. Беседовала Яна Рубановская.
Александр Гзгзян:
Про Институт им. Отта, и преемственность
Здесь был первый в России Императорский повивальный институт. И все думают, что если императорский родильный дом, то только императорская фамилия здесь могла родоразрешаться, однако, это не так. Потому что здесь получали помощь все сословия, это было достаточно демократичное место, даже в царское время. Недавно здесь был отреставрирован органный зал с настоящим органом. А во времена Бенуа, который был архитектором этого здания, в каждую палату из этого зала был проведён телефон, и роженицы могли слушать органный концерт, не выходя из палаты. Считалось, что это помогало им не только эмоционально, но и физиологически. Это было очень современное здание, и сам Дмитрий Оскарович Отт был очень продвинутый акушер-гинеколог, ученый мирового уровня.
А преемственность — это вообще очень важная вещь. И то, что называется «классическое акушерство», — оно не терпит суеты. Нельзя всё время метаться. Есть вещи, которые должны быть постоянными. Всё может меняться: препараты, технологии, но подход должен быть один и тот же. Надо, чтобы пациенту было хорошо, и всё должно делаться в его интересах.
Про пациенток
Приводит их к нам одна проблема — бесплодие. Если говорить про типичную пациентку — это женщина тридцати пяти лет и выше, у которой не получается забеременеть в течение года. Вообще, в мире действительно происходит такая ситуация, что женщины стали позже планировать беременность. Это факт, и он скорее социальный, чем медицинский. Во всех развитых странах, и даже в огромной части развивающихся, включая, например, Индию, Китай и даже африканские страны, начало планирования беременности уходит за тридцать лет. Потому что, женщины сначала стараются получить образование, потом освоить какую-то профессию, потом в этой профессии чего-то добиться, а уже после этого занимаются планированием семьи. И получается, что первая беременность откладывается до двадцати девяти-тридцати, а то и больше лет. В этой связи, конечно, увеличиваются случаи бесплодия, потому что идеальный возраст для зачатия, физиологический, это двадцать четыре — двадцать шесть лет. И если женщина его пропускает, то процент естественной беременности, при прочих нормальных условиях, снижается. Когда мы доходим до тридцати лет, он еще немного снижен. Если мы говорим о тридцати пяти лет, это снижение еще более выражено, а если пациентке тридцать семь и выше, то это снижение уже катастрофическое. Потому что с этого возраста кривая по эффективности оплодотворения очень резко падает вниз. Вы спросите, стало ли больше бесплодия? Его стало больше, но не потому, что люди стали больнее. Они стали позже задумываться о том, чтобы завести детей.
Бывает, что женщина в пятьдесят лет приходит к нам, потому что у нее в жизни уже всё хорошо, всё благополучно. И если раньше было не до того, то сейчас у нее появилось это осознанное желание — завести семью, детей наконец. Мы с такими, конечно, сначала разговариваем, объясняем риски. Потому что беременность у женщин старше пятидесяти лет — это достаточно непредсказуемое состояние. Когда она наступает, благодаря оплодотворению донорской яйцеклетки, может запуститься каскад таких сосудистых реакций, которые будет очень трудно удержать. Бывали случаи, когда женщины беременели в пятьдесят, рожали, а потом происходили инсульты, инфаркты и так далее. Просто из средств массовой информации мы слышим только о родах в шестьдесят три года, но не слышим о том, что роженица умерла через год, имея годовалого ребёнка, который остался сиротой.
Поэтому психологический портрет нашего пациента, он очень сложен, но чаще это абсолютно адекватные, нормальные люди, которые хотят, как и все, иметь своих детей.
Про суррогатное материнство
Для начала про юридическую сторону вопроса, что разрешено и вокруг чего возникло столько шума. Дело в том, что в России суррогатное материнство разрешено. Но разрешено только по медицинским показаниям. Все спекуляции относительно того, что вот бизнес-леди прибегает к услугам суррогатной матери, чтобы животик не растягивался или ей некогда — они не относятся к нашей стране и к её законам. Что это значит? Медицинское показание — это когда нет матки, то есть, её удалили. Или по каким-то заболеваниям эта матка не может вынашивать беременность. Или женщина по соматическим показаниям не может вынашивать беременность — это целый ряд сердечно-сосудистых заболеваний, почечная патология и так далее.
Но такие ситуации достаточно редки. По статистике вся доля суррогатного материнства в Российской Федерации составляет не более полутора процентов. Проблема существует в другом. Дело в том, что Россия — это единственная страна в мире, где суррогатная мать может по закону оставить себе ребёнка, который на самом деле ей не принадлежит. Но даже учитывая эту проблему, количество таких случаев — оно ничтожно мало даже из этих полутора процентов. Другое дело, что они сразу становятся достоянием СМИ. И такое ощущение, что в России все матери — суррогатные! И почему-то, обсуждая этот вопрос, никто не думает о пациентках. Все думают о суррогатных матерях, которые добровольно, между прочим, соглашаются на это дело, жалеют их.
А вот, что делать женщине, у которой в двадцать пять лет удалили матку, потому что было кровотечение. Вот как ей осуществить свою репродуктивную функцию? Она тоже имеет право на продолжение рода. Как с этим быть? Мы же не говорим, что донорское сердце — это плохо. Мы же делаем трансплантации сердца, печени, почек. Почему, если есть технология, нельзя ей воспользоваться?
Про страх и недоверие
Здесь речь не про недоверие к чему-то новому, это страх того, что дети после ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение)могут быть больными. Вот это самый расхожий миф, который имеет место быть и который, кстати, подогревается даже и некоторыми профессионалами от медицины, которые дают какие-то чудовищные цифры, что у детей, зачатых методом ЭКО бывают пороки развития, бывают нарушения нервной системы и так далее, и так далее. Можно сказать, что это запугивание при отсутствии фактов.
А факты говорят о том, что если беременность после ЭКО протекает нормально, то дети имеют те же показатели здоровья, что и дети, которые получены от нормальной беременности. Другое дело, что накладывает свой отпечаток то, что женщины, прошедшие процедуру ЭКО, не всегда соматически здоровы: имеют сопутствующие заболевания других органов и систем. Ведь бесплодие — это не изолированное заболевание, к нему могут приводить другие причины. И вот тогда, конечно, могут быть и осложнения, но это никак не связанно с процедурой ЭКО, это связано со здоровьем женщины в целом. И очень важно женщину подробно ввести в курс дела. Она должна понимать, что она делает, осознавать все риски. И тогда, после осознанного желания, мы уже вместе стараемся преодолеть все сложности.
Про вмешательство в «божий промысел»
Рождение ребёнка — это вещь очень тонкая, и с точки зрения психологии, и культурологи, и религии. Вещь сугубо интимная. Но жизнь вообще интимная вещь. О чём говорят люди: если не суждено иметь детей, так зачем их иметь. Но, если тебе суждено умереть, тогда давайте вообще лечить никого не будем… Если мы говорим о том, что мы что-то натворим и нам что-то за это будет в плане цивилизационном, ну, тогда не надо топить печку, не надо ездить на автомобилях, потому что это тоже глобально меняет среду. Это вообще вечный вопрос о том, куда человечество движется. Я специалист в другой области. У меня есть свой маленький мирок, которым я занимаюсь. Лучше руководствоваться принципом: делай, что должен, и будь, что будет. Это, на мой взгляд, то, что должен делать человек на своём месте. Тогда все получается…
Они приходят, и письма присылают, и открытки, и фотографии, и в натуральном виде приносят. Уже много Саш на этом свете. Всегда это очень приятно, конечно, но это очень большой соблазн того, что у тебя там где-то крылышки начинают прорезаться. Надо сохранять трезвость ума. Если что-то получается, это не значит, что ты такой великий. Это значит, что ты когда-то что-то сделал, ну, и не более того. Поэтому надо трезво оценивать свой вклад и продолжать, потому что нельзя останавливаться.
источник
Бесплодие: наказание, испытание, крест?
Поразмышляем о бесплодии? Хотя мы о нем размышляем часто… «Почему я?», «Когда уже я?», «За что мне это?». Кто из присутствующих здесь планирующих не задавался этими вопросами? Что такое бесплодие? Болезнь? Наказание? Испытание? Дар Божий? Вы, наверное, удивляетесь, прочитав слово «дар»? Согласна, человеку трудно принять это как дар. Но глубоко верующие, воцерковленные люди могут оценить то, что посылает Господь, в каком бы виде эти посылы не преподносились, и принять с благодарностью, как Его волю.
Бесплодие как испытание?
Еще с ветхозаветных времен известно, что даже праведникам Бог посылал испытание бездетностью: Иоаким и Анна, Захария и Елизавета, Авраам и Сарра. Они молились, терпеливо и смиренно ждали, но при этом не теряли надежды и веры в Бога и были вознаграждены появлением детей. Святитель Игнатий Брянчанинов был подарен своим родителям за усердное моление и паломничество по святым местам. Да и в наше время немало таких чудес. Родители, чаще всего перепробовав все средства и методы, смиряются и обращаются к Богу. И бывает так, что после долгих лет лечений и скитаний по врачам у них рождается долгожданный малыш. Пришло их время? А может по вере их дано им.
Бесплодие как крест или как дар?
Этот крест воспринимается нами как что-то плохое и негативное. Но ведь известно, что человек спасается именно крестом, то есть тем, что происходит с ним в его жизни: лишениями, невзгодами, испытаниями, болезнями. Значит, бесплодие нам дано во благо? Возможно, для того, чтобы мы могли что-то изменить в своей жизни, подготовиться к тому лучшему, что ждет нас впереди? Может нужно пересмотреть свою жизнь, улучшить ее, изменить. Чтобы малыш пришел в семью, где ему могут дать много хорошего. Ведь дар – это не «даром». Дар – это «подарок». А подарок нужно заслужить, тогда и ценить его будешь в сто крат больше. Переживая бездетность, мы становимся другими – умеем терпеть, учимся смиряться и ценить то, что нам так трудно дается. А почему же другим парам дети даются легко? Мы не можем знать Божьи промыслы по отношению к людям. Мы можем только верить в то, что происходящее с нами – ради нас же самих, нам во благо.
Бесплодие как наказание?
Бог не наказывает, он милостив. Бог учит и показывает нам наши грехи. Вот девушка сделала аборт, потом второй. Потом вышла замуж и захотела родить ребенка. И не получается. Девушка лечит бесплодие, спайки — последствия абортов. И безрезультатно. Проходят годы безуспешного лечения, женщина начинает задумываться, читать, приходит в храм… И, поразмыслив над своей жизнью, ужасается – что же она натворила. И бесплодие – это еще не самое ужасное наказание за ее грехи. И поражается тому, как милостив Господь, ведь он мог послать намного больше скорбей. Женщина кается, молится и плачет. И ей, уже раскаявшейся, Бог посылает долгожданное дитя. А разве осознала бы она свои грехи и ошибки, если бы забеременела в первый месяц после свадьбы? Нет. Конечно, не все делают аборты. Но все грешны, различными грехами. Кто-то грешил словами о том, что дети не нужны, кто-то врал о беременности, чтоб получить льготы какие-то. А может мы не отговорили от аборта подругу? А может даже поддержали ее в решении? А как прошла юность до того, как мы встретили того единственного, с кем захотели иметь детей? Список бесконечный. Можно думать долго. А лучше – осознать и покаяться. И радоваться, что Бог открыл наши глаза. Значит, теперь должно быть легче, ведь мы знаем, куда нам идти. И не нужно бояться кары Божией – Бог есть любовь, он не каратель, он прощает и милует всех, кто этого хочет.
Бесплодие как знак, что нужно что-то менять?
Часто люди думают, что появление ребенка может склеить разрушенную семью, вернуть любовь. Иногда женщина боится выглядеть несостоятельной в глазах мужа от того, что не может родить ему ребенка, от этого она страдает и плачет. Отношения в семье рушатся, и пара думает, что всему виной – бездетность. Часто мужья больше любят водку, чем жену. Да и жены бывают тоже хороши. Детям тяжело будет расти в такой семье. Вот может Бог и не дает пока ребенка им, как не готовым еще к нему? Может Бог видит, как мы эгоистичны и ждет он нас смирения? И нас, смиренных, он не просто одарит богато, но и сделает многодетными? Детьми нельзя закрыть дыру в отношениях. Семья – это любовь. И это тоже крест. И Господь ждет, что мы будем нести его и выполнять его заповеди. Любить мужа, почитать. И мужья нас будут любить и обращаться как с немощнейшим сосудом. Жить друг для друга и в служении друг другу. Это сложно, но лишь поначалу. Не будем эгоистичными, будем любить друг друга, несмотря на все тяготы. Ведь ребенок должен рождаться в любви и жить с любящими его и друг друга родителями. И не будем настаивать на своей воле, а ждать воли Божией.
Бесплодие как защита?
Вы никогда не думали, что Бог нас защищает от чего-то страшного или непосильного нам, а мы настойчиво требуем? Приведу известный пример, взятый из книги епископа Кинишемского, об образце настойчивой и требовательной молитвы, которая не привела к хорошему. Мать декабриста Кондратия Рылеева рассказывала, что сын в детстве очень сильно заболел. Надежд на выздоровление было мало, врачи не давали шансов. Мать плакала и молилась, смерть сына казалась ей таким несчастьем, что она молилась и непрерывно просила Господа исцелить ее ребенка, даже ценой ее собственной жизни. Однажды, во время настойчивой молитвы, она задремала и увидела сон. Чей-то голос сказал ей, что лучше дать этому ребенку умереть, ведь его ждет страшное будущее. Мать не согласилась, как она может отказаться от своей единственной радости? Все что угодно, лишь бы он только жил. Тот же голос сказал ей: «Смотри!» И перед глазами у нее стали разворачиваться картины жизни ее сына – в постельке, но уже выздоравливающий, играющий игрушками, скачущий на деревянной лошадке. Школа, сын за книжками… Юность. Ранняя молодость, сын в военном мундире, с товарищами рассматривает стол с картами и планами. Тот же голос сказал ей: «Стой, не смотри дальше! Если ты посмотришь, то твоя просьба исполнится, сын выздоровеет, но ты об этом пожалеешь!» Но мать хотела лишь одного – чтобы сын выздоровел, и смотрела дальше. И увидела виселицу… Когда мать очнулась, все было так, как она видела в своем сне: сыну было легче, он выздоровел, рос, картины из сна сбывались. Сбылся и страшный конец. Какие выводы можно сделать? Молиться нужно, просить можно, но с оговоркой: «Если Твоя такая святая воля, Господи». Потому что мы не знаем на самом деле, от чего Бог нас оберегает, посылая бесплодие. Возможно, знает наши слабости и то, что мы не справимся с будущими невзгодами. И мы должны быть благодарны Ему за это. А молиться и просить нужно, но смиренно и покорно. А не дерзко и настойчиво. И не торговаться – ты, Боже, подай мне это, а я тебе обещаю сделать то-то… И если молитва не исполняется, то не роптать, не богохульствовать, не выискивать в обществе «людей и погрешнее нашего», но с детьми… Каждому свое.
Смириться или лечиться?
Все-таки бесплодие – это болезнь, и ее нужно лечить. Ведь врачи, помогающие нам, также созданы Богом, как и все их умения и знания. Правда, лечение бесплодия — это еще и неприятные процедуры, анализы, а также немалые финансовые расходы. Значит, нужно и лечиться в меру своих возможностей, и полагаться на волю Божию, и молиться о даровании ребенка. В этом и будет состоять наше смирение и вера. Но смириться – это не значит потерять надежду.
Когда задумываемся о духовном аспекте бесплодия, приходит на ум еще то, что есть неясное бесплодие, возникающее у совершенно здоровых людей. Или вроде бы уже все вылечили, что можно, а долгожданного малыша все нет. А разве не встречали мы чудесные истории, когда беременность наступала вопреки всем прогнозам, когда врачи сказали «нет»? Просить ребенка у Бога можно и даже нужно. Но и в себе нужно менять что-то – совесть, душу, веру. И пусть Бог подарит каждой из нас то, что нам полезно. А мы уже постараемся распознать это полезное, принять и сделать выводы.
Мои размышления наверняка не понравятся тем, кто не верит в Бога. Или верит «по-своему», «ставя свечки» и освящая куличи на Пасху. Я прошу вас не комментировать. Потому что только воцерковленные поймут, о чем я. А тратить время на выяснение отношений и отстаивания своей точки зрения не стоит. Я вас ни в чем не убеждаю. А о своих сомнениях лучше поговорите с священником.
источник