ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

РИСУНОК

по специальности среднего профессионального образования

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Пояснительная записка.

Программа ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ разработана на основе рабочих программ по дисциплинам «Рисунок» (автор Скакунов А.В.), «Основы композиции» (автор Рябошапка Л.М.), и предназначена для приёма абитуриентов на специальность 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Цель вступительного испытания: проверить способности абитуриента к рисованию с натуры: оценивается умение компоновать объект на листе, анализировать пропорции натуры, навыки объёмно-конструктивного построения и первоначальной тональной размётки теней и объёмов; способности к творческой деятельности, которые нужны при дальнейшем обучении по художественно-изобразительным дисциплинам. Творческими способностями изобразительного искусства являются натурное видение, зрительная память, представление и воображение. Вступительное испытание по рисунку служит проверкой знаний, раскрывает способность свободного владения рисунком для творческого его применения.


1. Для правильного выполнения вступительного испытания перед абитуриентом ставятся следующие задачи:

- Гармонизировать графическое изображение с пространством листа бумаги.
- Показать последовательность работы над рисунком.
- Правильно отобразить пропорции, объемы, характер, пространственные соотношения между предметами и деталями.
- Проявить владение графическими материалами при реализации пластических задач.
- Проявить понимание категорий композиции (ритм, контраст, нюанс, равновесие).
- Создать положительное эстетическое впечатление от работы.

Для решения поставленных задач, абитуриент должен обладать пространственным и конструктивным видением, иметь представление о законах перспективного построения, хорошо владеть приемами рисунка, видеть тон, фактуру предметов, уметь передать с помощью соответствующих композиционных средств целостность и симметрию.
Целостность проявляется в построении конструкции предмета, симметрия – в равновесии, похожести левой и правой частей объекта. В экзаменационном задании нужно обдуманно расположить изображение на картинной плоскости, приняв во внимание ее размер и формат в отношении сторон по вертикали и горизонтали.

Одно из главных требований к композиции - объективно правильно разместить композиционный центр. Следуя закону цельности, надо обосновать связь центра с отдельными частями композиции. Если главное будет смещено в сторону, может появиться неоправданное пустое пространство, ослабляющее восприятие.

2. Последовательность выполнения постановки из геометрических предметов

Для успешного выполнения рисунка работу необходимо вести последовательно, по стадиям:

1. Предварительный анализ постановки.
2. Композиционное размещение.
3. Конструктивный анализ предметов постановки.
4. Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик.
5. Передача характера форм предметов и их пропорций.


Предварительный анализ постановки. Работа начинается с анализа постановки из геометрических предметов и рассмотрения ее с разных точек зрения. Необходимо выбрать наиболее интересную точку зрения, разместить предметы на листе бумаги, обратить внимание на освещение постановки. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы. В начале работы нужно определить самые темные и самые светлые места в постановке. Самое светлое, что есть в распоряжении рисующего, - это белая бумага, на которой делается рисунок. Самым темным будет тон карандаша, взятого в полную силу.

Композиционное размещение. На начальном этапе работы рисующему необходимо мысленно объединить всю группу предметов и разместить их в соответствии с форматом листа. Рисунок надо расположить так, чтобы ни сверху, ни снизу, ни с боков не оставалось свободного места. Очень внимательным нужно быть при определении основных пропорций, неоднократно проверять себя при определении общей высоты и длины постановки и только после этого переходить к определению пропорций каждого предмета в отдельности.

Конструктивный анализ предметов постановки. Поиск подлинной формы предметов, основанной на ее конструкции - это правильный путь к выполнению рисунка. Поэтому, глядя на постановку, старайтесь за внешними формами разгадать истинную форму предметов, их конструкцию, а потом построить эту конструкцию в своем рисунке.

Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик. Предметы нужно строить с учетом законов перспективы и конструкции геометрических тел; выявить соотношения конструкции предметов, входящих в постановку; правильно найти линию горизонта и точки схода параллельных прямых.

Передача характера форм предметов и их пропорций. Необходимо наметить общий характер форм предметов, размер и местоположение основных частей рисуемой постановки. Во время работы нужно все время сравнивать предметы между собой, находить, таким образом, соотношения и строить пропорциональные соотношения по рисунку. Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, сравнивать надо несколько соотношений в натуре с пропорциональными соотношениями в рисунке постановки.

3. Оценивание вступительного испытания:

Рисунок оценивается по баллам : зачтено – не зачтено - (вычисляется по 20-тибалльной шкале по четырём категориям:
1. Компоновка модели на листе бумаги. Оценка 0 – 5 баллов.
2. Выявление общего характера пропорций и формы. Оценка 0 – 5 баллов.
3. Объёмно-конструктивное построение. Оценка 0 – 5 баллов.
4. Первоначальная размётка светотеней. Оценка 0 – 5 баллов.
Общая сумма баллов: минимум – 0, максимум –20.

 

Зачтено - не зачтено

Сумма баллов


Компоновка

Пропорции

и форма

Объёмно-конструктивное построение

Первоначальная размётка cветотеней

Зачтено

18 – 20

4 – 5

4 – 5

4 – 5

4 – 5

Зачтено

16 – 17

4 – 5

4

4

4 - 5

Зачтено

14 – 15

4

4

3 – 4

3 - 4

Не зачтено

0 – 13

0 - 5

0 – 3

  1. – 2

0– 3

 

 

4. Критерии оценки вступительного испытания по рисунку

 

Качества, которыми должна обладать работа абитуриента

Количество снимаемых баллов

Основные ошибки, при которых снимаются баллы

1

Грамотность построения

0-5

Нарушение законов построения перспективы; нарушение пропорций; искажение геометрического характера пространственных форм; несоответствие пространственного положения форм натурной постановке; нарушение композиционной и конструктивной структуры

2

Грамотность светотональной моделировки в передаче пространственных и материальных характеристик натуральной постановки

0-5

Искажение пластических и пространственных характеристик модели; ошибки в соотношении градаций освещенности; ошибки в передаче световоздушной перспективы и пространства; невыявленность пластических и объемных характеристик модели

3

Художественная выразительность техники штриховки

0-5

Графическая небрежность в штриховке - затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы

4

Общее художественно-композиционное

решение

0-5

Графическая небрежность в штриховке - затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы

 

5. Порядок проведения вступительного испытания по рисунку

1. Вступительное испытание по рисунку должно выявить знание абитуриентом техники рисунка, понимание основ изобразительной грамоты и умение применять их при рисовании объёмно-пространственных форм, а также уровень художественно-образного мышления и природного чувства понимания красоты и гармонии пространства.

2. Вступительное испытание по рисунку содержит линейно-конструктивный рисунок постановки из геометрических тел с передачей объема без драпировки (выполняется карандашом). Постановка из геометрических предметов включает в себя не менее 3-х предметов.

3. Вступительное испытание состоит из следующих этапов:

- Подготовка рабочего места (мольберта), подготовка инструментов и материалов (бумага, карандаши, резинки, макетный нож, скотч, магниты) – 15 минут.

- Выдача задания. Экзаменатор читает тему и состав задания, требования к выполнению задания, критерии оценки, отвечает на вопросы, даёт рекомендации – 15 минут.

- Выполнение задания – 4 астрономических часа (240 мин) с двумя перерывами по 10 минут или с одним перерывом в 15 минут.

4. Абитуриенты являются на вступительное испытание, имея при себе следующие материалы: бумагу (формат А3), карандаш (ТМ, М), ластик, кнопки.

5. Абитуриенты на вступительном испытании по рисунку работают в специальной аудитории за мольбертами или с планшетами.