ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

РИСУНОК

по специальности среднего профессионального образования

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Пояснительная записка.

Программа вступительного испытания разработана на основе рабочих программ по дисциплинам «Рисунок» (автор Скакунов А.В.), «Основы композиции» (автор Рябошапка Л.М.), и предназначена для приёма абитуриентов на специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям) Цель вступительного испытания: проверить способности абитуриента к рисованию с натуры: оценивается умение компоновать объект на листе, анализировать пропорции натуры, навыки объёмно-конструктивного построения и первоначальной тональной размётки теней и объёмов; способности к творческой деятельности, которые нужны при дальнейшем обучении по художественно-изобразительным дисциплинам. Творческими способностями изобразительного искусства являются натурное видение, зрительная память, представление и воображение. Экзамен по рисунку служит проверкой знаний, раскрывает способность свободного владения рисунком для творческого его применения.
1. Для правильного выполнения вступительного испытания перед абитуриентом ставятся следующие задачи:

- Гармонизировать графическое изображение с пространством листа бумаги.
- Показать последовательность работы над рисунком.
- Правильно отобразить пропорции, объемы, характер, пространственные соотношения между предметами и деталями.
- Проявить владение графическими материалами при реализации пластических задач.
- Проявить понимание категорий композиции (ритм, контраст, нюанс, равновесие).
- Создать положительное эстетическое впечатление от работы.

Для решения поставленных задач, абитуриент должен обладать пространственным и конструктивным видением, иметь представление о законах перспективного построения, хорошо владеть приемами рисунка, видеть тон, фактуру предметов, уметь передать с помощью соответствующих композиционных средств целостность и симметрию.
Целостность проявляется в построении конструкции предмета, симметрия – в равновесии, похожести левой и правой частей объекта. В экзаменационном задании нужно обдуманно расположить изображение на картинной плоскости, приняв во внимание ее размер и формат в отношении сторон по вертикали и горизонтали.

Одно из главных требований к композиции - объективно правильно разместить композиционный центр. Следуя закону цельности, надо обосновать связь центра с отдельными частями композиции. Если главное будет смещено в сторону, может появиться неоправданное пустое пространство, ослабляющее восприятие.

2. Последовательность выполнения постановки из геометрических предметов

Для успешного выполнения рисунка работу необходимо вести последовательно, по стадиям:

1. Предварительный анализ постановки.
2. Композиционное размещение.
3. Конструктивный анализ предметов постановки.
4. Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик.
5. Передача характера форм предметов и их пропорций.


Предварительный анализ постановки. Работа начинается с анализа постановки из геометрических предметов и рассмотрения ее с разных точек зрения. Необходимо выбрать наиболее интересную точку зрения, разместить предметы на листе бумаги, обратить внимание на освещение постановки. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы. В начале работы нужно определить самые темные и самые светлые места в постановке. Самое светлое, что есть в распоряжении рисующего, - это белая бумага, на которой делается рисунок. Самым темным будет тон карандаша, взятого в полную силу.

Композиционное размещение. На начальном этапе работы рисующему необходимо мысленно объединить всю группу предметов и разместить их в соответствии с форматом листа. Рисунок надо расположить так, чтобы ни сверху, ни снизу, ни с боков не оставалось свободного места. Очень внимательным нужно быть при определении основных пропорций, неоднократно проверять себя при определении общей высоты и длины постановки и только после этого переходить к определению пропорций каждого предмета в отдельности.

Конструктивный анализ предметов постановки. Поиск подлинной формы предметов, основанной на ее конструкции - это правильный путь к выполнению рисунка. Поэтому, глядя на постановку, старайтесь за внешними формами разгадать истинную форму предметов, их конструкцию, а потом построить эту конструкцию в своем рисунке.

Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик. Предметы нужно строить с учетом законов перспективы и конструкции геометрических тел; выявить соотношения конструкции предметов, входящих в постановку; правильно найти линию горизонта и точки схода параллельных прямых.

Передача характера форм предметов и их пропорций. Необходимо наметить общий характер форм предметов, размер и местоположение основных частей рисуемой постановки. Во время работы нужно все время сравнивать предметы между собой, находить, таким образом, соотношения и строить пропорциональные соотношения по рисунку. Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, сравнивать надо несколько соотношений в натуре с пропорциональными соотношениями в рисунке постановки.

3. Оценивание вступительного испытания:

Рисунок оценивается по баллам – зачтено - не зачтено (вычисляется по 20-тибалльной шкале по четырём категориям:
1. Компоновка модели на листе бумаги. Оценка 0 – 5 баллов.
2. Выявление общего характера пропорций и формы. Оценка 0 – 5 баллов.
3. Объёмно-конструктивное построение. Оценка 0 – 5 баллов.
4. Первоначальная размётка светотеней. Оценка 0 – 5 баллов.
Общая сумма баллов: минимум – 0, максимум –20.

 

Зачтено – не зачтено

Сумма баллов


Компоновка

Пропорции

и форма

Объёмно-конструктивное построение

Первоначальная размётка cветотеней

Зачтено

18 – 20

4 – 5

4 – 5

4 – 5

4 – 5

Зачтено

16 – 17

4 – 5

4

4

4 - 5

Зачтено

14 – 15

4

4

3 – 4

3 - 4

Не зачтено

0 – 13

0 - 5

0 – 3

  1. – 2

0– 3

 

 

4. Критерии оценки вступительного испытания по рисунку

 

Качества, которыми должна обладать работа абитуриента

Количество снимаемых баллов

Основные ошибки, при которых снимаются баллы

1

Грамотность построения

0-5

Нарушение законов построения перспективы; нарушение пропорций; искажение геометрического характера пространственных форм; несоответствие пространственного положения форм натурной постановке; нарушение композиционной и конструктивной структуры

2

Грамотность светотональной моделировки в передаче пространственных и материальных характеристик натуральной постановки

0-5

Искажение пластических и пространственных характеристик модели; ошибки в соотношении градаций освещенности; ошибки в передаче световоздушной перспективы и пространства; невыявленность пластических и объемных характеристик модели

3

Художественная выразительность техники штриховки

0-5

Графическая небрежность в штриховке - затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы

4

Общее художественно-композиционное

решение

0-5

Графическая небрежность в штриховке - затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы

 

5. Порядок проведения вступительного испытания по рисунку

1. Вступительное испытание по рисунку должно выявить знание абитуриентом техники рисунка, понимание основ изобразительной грамоты и умение применять их при рисовании объёмно-пространственных форм, а также уровень художественно-образного мышления и природного чувства понимания красоты и гармонии пространства.

2. Вступительное испытание по рисунку содержит линейно-конструктивный рисунок постановки из геометрических тел с передачей объема без драпировки (выполняется карандашом). Постановка из геометрических предметов включает в себя не менее 3-х предметов.

3. Вступительное испытание состоит из следующих этапов:

- Подготовка рабочего места (мольберта), подготовка инструментов и материалов (бумага, карандаши, резинки, макетный нож, скотч, магниты) – 15 минут.

- Выдача задания. Экзаменатор читает тему и состав задания, требования к выполнению задания, критерии оценки, отвечает на вопросы, даёт рекомендации – 15 минут.

- Выполнение задания – з(три) астрономических часа с перерывом 15 минут.

4. Абитуриенты являются на вступительное испытание, имея при себе следующие материалы: бумагу (формат А3), карандаш (ТМ, М), ластик, кнопки.

5. Абитуриенты на вступительном испытании по рисунку работают в специальной аудитории за мольбертами или с планшетами.